Страницы истории авиации: Boeing B-9 – летающая (не)крепость

В начале 1930-х годов ВВС США начали поиск новых бомбардировщиков для замены старых, зачастую деревянных, бипланов, которые на тот момент полностью устарели. Одним из бомбардировщиков, которому предстояло стать новым тяжелым бомбардировщиком американской авиации, стал Boeing B-9.

Boeing B-9
Boeing B-9

Генезис

После окончания Первой мировой войны военная авиация в США развивалась медленно и долгое время отставала от европейской. Среди самолетов, использовавшихся на рубеже 1920-х и 1930-х годов, лишь у некоторых имелись металлические элементы в конструкции фюзеляжа, но ни один из них не был цельнометаллическим.

Keystone B-6A — один из основных американских бомбардировщиков 1920-х годов
Keystone B-6A — один из основных американских бомбардировщиков 1920-х годов

В 1930 г. ведущие авиастроители США приступили к подготовке проектов самолетов, отвечающих требованиям армейского авиационного корпуса США (до появления ВВС США авиация входила в состав сухопутных войск — кроме авиации ВМФ).

Новому самолету было присвоено рабочее название Boeing YB-9. Проект базировался на проверенном и очень успешном самолете Boeing 200 Monomail. Хотя это была гражданская машина, точнее почтовая, и одномоторная, она была идеальной технологической базой для начала работы над бомбардировщиком.

Boeing 200 Monomail
Boeing 200 Monomail

Работы над Boeing B-9 начались на рубеже 1930 и 1931 годов. Конструкторы Boeing использовали общие технические задания, подготовленные для Boeing 200, и соответствующим образом увеличили самолет для размещения вооружения, топливных баков и оборудования дальнего бомбардировщика.

Boeing B-9 представлял собой цельнометаллический низкоплан, который был первым в своем роде испытанным военной авиацией США. Раньше использовались только машины с полуметаллической конструкцией. Бомбардировщик оснащался двумя двигателями, расположенными на крыльях.

Из-за того, что конструкция базировалась на гражданской машине, бомбардировщик не имел внутреннего бомбоотсека. Эта особенность, как потом выяснилось, стало гвоздем в его гроб.

Boeing B-9
Boeing Y1B-9. (U.S. Air Force photo)

Boeing B-9 впервые поднялся в воздух 13 апреля 1931 года. После первых полетов конструкцию признали перспективной и началась дальнейшая работа над новыми прототипами. Военные для дальнейших испытаний заказали 7 машин — два прототипа и 5 предсерийных машин.

Boeing В-9 характеризовался очень высокой по тем временам скоростью, которая составляла 302 км/ч. К сожалению, армия практически сразу заметила несколько недостатков самолета. Во-первых, у бомбардировщика не было внутреннего бомбардировочного люка, а крюки под фюзеляжем могли нести только 1030-кг бомбы. Еще одним недостатком было очень слабое оборонительное вооружение, состоящее всего из двух пулеметов. Причем и летчики, и стрелки находились в открытых кабинах.

Несмотря на эти недостатки, выпущенные машины оставались в ограниченном использовании. Последующие испытания показали, что у самолетов было только одно преимущество — скорость. В остальном (защита, бомбовая нагрузка, прочность конструкции) они были очень плохи. Наконец, 26 апреля 1935 г. они были выведены из боевого состава и отправлены на слом. До наших дней ни один из 7 бомбардировщиков не уцелел.

Конструкция

Boeing B-9 представлял собой цельнометаллический низкоплан с частично убирающимся шасси. Экипаж из четырех человек размещался на открытых позициях — летчики впереди друг за другом, а стрелки сразу за центропланом. Второй пилот также выполнял роль бомбардира. Штурман был единственным членом экипажа, который размещался внутри фюзеляжа. Самолет имел размах крыла 23,4 метра и весил всего 4 тонны, а максимальная взлетная масса составляла 6,5 тонны.

Всего было построено 7 машин с разными двигателями. Первый прототип – YB-9, был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney R-1860-13 Hornet B мощностью по 575 л.с. Второй прототип, Y1B-9, получил двигатели Curtiss GIV-1570 Concqueror мощностью 600 л.с. каждый. Позднее их заменили двигателями Pratt & Whitney R-1860-11 Hornet B с наддувом, также мощностью 600 л.с. Пять предсерийных агрегатов Y1B-9A были поставлены с двигателями Pratt & Whitney R-1860-11 Hornet B.

Эти двигатели обеспечивали максимальную скорость порядка 302 км/ч и крейсерскую скорость 265 км/ч. Дальность полета составила 869 км, а потолок — 6325 метров. Вооружение состояло из двух 30-дюймовых пулеметов, по одному на двух огневых позициях в верхней части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка на внешних крюках состояла из 4 бомб массой 272 кг каждая.

Летающая (не)крепость

Boeing B-9, несмотря на использование ряда новаторских решений, оказался полным провалом. Машина не была похожа на выпущенный в 1935 году Boeing B-17 Flying Fortress, ставший самым важным бомбардировщиком американской авиации во время Второй мировой войны.

В конце концов, до того, как B-17 поступили на вооружение, американские военные заказали бомбардировщики Martin B-10. Эти самолеты также имели металлическую конструкцию, но в отличие от B-9, у них имелся бомбоотсек и закрытые кабины.

Martin B-10
Martin B-10

Самым большим недостатком и преимуществом В-9 было то, что он был построен на гражданской машине. Благодаря этому удалось получить машину с хорошими характеристиками, но при этом не продумывались типичные военные элементы конструкции. Интересно, что В-9 неофициально называли «Ангелом смерти».

Все-таки жаль, что до наших дней не дожил ни один В-9.

Андрей Бочкарев