Страницы истории авиации: Breda-Zappata BZ.308 – жертва давления союзников

Построенный в 1948 году, Breda-Zappata BZ.308 во многом напоминал американский Lockheed Constellation. Машина должна была принести новые возможности итальянской авиации, которая перестраивалась после Второй мировой войны, но под давлением союзников и из-за финансовых проблем проект был свернут еще на стадии прототипа.

Breda-Zappata BZ.308
Breda-Zappata BZ.308

Работы над самолетом начались в 1946 году, т.е. вскоре после окончания Второй мировой войны. Главным конструктором был Филиппо Дзаппата. По предположениям, должен был создан роскошный пассажирский самолет для международных и трансатлантических маршрутов. Изначально предполагалось, что самолет будет оснащаться британскими двигателями Bristol Centaurus. Однако их поставки задержались, а это означало, что работа над самолетом шла медленно. Кроме того, в 1947 году союзники, формально контролировавшие Италию, потребовали приостановить работы, что привело к дальнейшим задержкам.

В конечном итоге единственный прототип самолета под названием Breda-Zappata BZ.308 был построен в середине 1948 года. После серии наземных испытаний машина поднялась в воздух 27 августа 1948 года под управлением Марио Стоппани. Полет прошел хорошо, а публика была очень впечатлена. Все выглядело очень позитивно для BZ.308, так как самолет хорошо показал себя в воздухе и имел нужные летно-технические характеристики.

Дальнейшее давление со стороны союзников, которые не хотели, чтобы итальянцы восстанавливали авиационную промышленность, и финансовые проблемы завода в Бреде привели к тому, что проект был остановлен. Прототип в 1949 году был передан ВВС Италии, которые использовали его в качестве транспортного самолета. В 1950 году заказы на BZ.308 поступили от авиакомпаний Индии, Аргентины и Ирана, но серийное производство так и не было начато.

Breda-Zappata BZ.308
Breda-Zappata BZ.308

Единственный построенный использовался для полетов между Римом и Могадишо в Сомали до 21 февраля 1954 года, когда самолет получил повреждения после столкновения с… грузовиком. Масштабы повреждений были настолько велики, что ремонт сочли нецелесообразным. Самолет был брошен на произвол судьбы и в итоге был разобран на месте.

Breda-Zappata BZ.308 стал первым итальянским самолетом, предназначенным для операций с наземных аэродромов и способным перелететь через Атлантику без специальной подготовки. Это был также первый самолет, приземлившийся в миланском аэропорту Мальпенса. Интересно, что BZ.308 сыграл короткий эпизод в фильме “Римские каникулы”.

Самолет имел длину 33,5 м, размах крыла 42 м, максимальную взлетную массу 46,5 т. Силовой установкой служили 4 восемнадцатицилиндровых двигателя Bristol Centaurus 568 мощностью по 2500 л.с. каждый. Они обеспечивали крейсерскую скорость 441 км/ч и максимальную скорость 573 км/ч, дальность полета составляла 7700 км. В базовой конфигурации самолет мог принять на борт экипаж из 5 человек и 55 пассажиров в двух салонах, а в варианте с плотной посадкой он мог принять 80 пассажиров.

Андрей Бочкарев