Страницы истории авиации: чехословацкий сельскохозяйственный самолет Zlin Z-37 Čmelák

В начале 1960-х годов в Чехословакии начались работы по созданию специального сельскохозяйственного самолета. В работе участвовали предприятия Let Kunovice и Moravan (Zlin). В результате работ появился самолет Zlin Z-37 Čmelak, совершивший в 1963 году первый полет. Čmelak выпускался в различных модификациях с перерывами до 1987 года.

Zlin Z-37 Čmelák
Zlin Z-37 Čmelák

В странах Восточного блока сельское хозяйство составляло значительную часть экономики. При таком большом количестве пахотных земель и сельскохозяйственных угодий спрос на сельскохозяйственные самолеты был особенно высок. Первоначально для опрыскивания полей использовались адаптированные для этой цели гражданские и транспортные самолеты, но со временем стали создаваться специализированные конструкции.

В Чехословакии работы над таким самолетом начались в 1961 году. Они проводились на заводах Let Kunovice и Moravan. Прототип был завершен через два года и поднялся в воздух 29 марта 1963 года. Машина получила название Zlin Z-37 Čmelák. Это был цельнометаллический низкоплан с неубирающимся шасси, дюралюминиевой обшивкой крыльев и хвостового оперения, в свою очередь фюзеляж и элероны обтягивались полотном. Силовой установкой служил поршневой двигатель мощностью 315 л.с. Кабина пилота и, опционально, механика находилась сверху, а в фюзеляже находился бак для химикатов. Под крыльями расположена система химического распыления.

Zlin Z-37 Čmelák
Zlin Z-37 Čmelák

В 1965 году началось серийное производство базовой версии Z-37. В 1971 году начат выпуск версии Z-37А с усиленной конструкцией (в 1971-1975 и 1983-1984 годах построено 650 машин). На основе этой версии были созданы учебно-тренировочные версии, а также трехместные варианты. В 1981 году была создана версия с турбовинтовым двигателем Walter M-601B. В 1985 г. она поступила в серийное производство, которое завершилось в 1987 г. после постройки 28 машин, в том числе учебных. Всего к 1987 году было построено около 713 самолетов Z-37 во всех модификациях.

Z-37 Čmelák использовался как Чехословакией (позже Чехией и Словакией), так и ГДР, Болгарией, Венгрией, Финляндией, Индией, Ираком и Югославией. Со временем единичные экземпляры стали попадать в более экзотические регионы мира, в том числе, напр. США. Из-за износа количество оставшихся в эксплуатации машин систематически уменьшалось. В настоящее время еще много самолетов этой модели находится в эксплуатации, а некоторые находятся в музеях.

Zlin Z-37 Čmelak имел длину 8,5 м, размах крыла 12,2 м, а максимальный взлетный вес составлял 1850 кг. В качестве силовой установки использовался девятицилиндровый звездообразный двигатель Avia M462RF мощностью 315 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 210 км/ч и крейсерскую скорость 170 км/ч. Химический бак вмещал 650 литров химикатов.

Андрей Бочкарев