Страницы истории авиации: Convair XFY Pogo – экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки

Convair XFY Pogo и разрабатываемый параллельно с ним Lockheed XFV, были созданы в рамках программы по созданию специального истребителя для защиты кораблей, действующих без поддержки авианосцев. В итоге проект был прекращен из-за сложной конструкции.

Convair XFY Pogo
Convair XFY Pogo

В начале 1950-х годов, с ростом напряженности между США и СССР, американцы начали искать способ обеспечить безопасность военных кораблей и конвоев, когда они не могли взаимодействовать с авианосными группами. Тогда возникла идея построить самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, которые должны были иметь очень компактную конструкцию, чтобы их можно было перевозить на специальных пусковых установках, которые можно было бы разместить на пустой палубе любого корабля. Это позволило бы любому кораблю иметь воздушное прикрытие без необходимости его переделки.

После первоначальной концептуальной работы в 1951 году Lockheed и Convair получили контракты на постройку двух прототипов таких машин. Первоначально планировалось построить два полнофункциональных прототипа, но в конечном итоге из-за ограниченных затрат каждой компании пришлось построить один прототип и несколько прототипов для наземных испытаний. Конструкция Lockheed получила обозначение XFV,  а Convair –  XFY.

Работа над Convair XFY Pogo, как называлась машина, привела к созданию 3 прототипов. Первый, получивший обозначение XFY-1, использовался для испытаний двигателей. XFY-3 использовался для статических испытаний, и только XFY-2 поднимался в воздух. Полет машины состоялся 19 апреля 1954 года.  За штурвалом находился Джеймс Ф. “Скитс” Коулман. Изначально полеты выполнялись на привязи в ангаре. Самолет все время был закреплен веревками и подключен к наземному оборудованию, что позволяло службе взять под контроль машину в случае,  если бы пилот потерял  управление.

Convair XFY Pogo
Convair XFY Pogo

Convair XFY Pogo имел длину 9,8 метра и размах крыла 8,4 метра. Максимальный взлетный вес составлял 7 371 кг. Он был оснащен газотурбинным двигателем Allison YT40-A-6 мощностью 5100 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 763 км/ч и запас хода 800 км. Вооружение должно было состоять из  четырех 20-мм пушек и 48 70-мм ракет Mk 4 FFAR Mighty Mouse.

После 60 часов полета в ангаре 1 августа 1954 года был осуществлен первый вылет за пределы ангара. Машина поднялась на 50 м. Затем было выполнено 70 взлетов и посадок, а 5 ноября 1954 года машина впервые перешла с вертикального полета на горизонтальный. Последующие полеты показали, что принятая конструкция машины вызвала множество проблем с управлением и требовала исключительных навыков пилотирования. Последующие полеты только подтвердили эти проблемы. 19 мая 1955 года была выполнена еще одна серия полетов, после чего программа официально завершилась 1 августа 1955 года. Внутренние испытания продолжались недолго, но последний полет был совершен в ноябре 1956 года.

После того как работа была окончательно завершена, прототип был отправлен на военно-морскую авиабазу в Норфолке, а затем передан в Национальный музей авиации и космонавтики в Суитленде, штат Мэриленд, где он находится до сих пор. Стоит добавить, что подобные проекты создавались во время Второй мировой войны в Германии.

Convair XFY Pogo
Convair XFY Pogo

Программа оказалась полностью провальной по нескольким причинам. Создаваемые по программе самолеты были слишком сложными как по конструкции, так и по эксплуатации. Вертикальный взлет и посадка были чрезвычайно трудными, поскольку  кабина была расположена так, что пилот имел только вид сверху и очень ограниченный вид снизу. Другая проблема заключалась в используемой силовой установке, которая не обеспечивала нужную скорость для борьбы с реактивными самолетами. Все эти факторы привели к тому, что от концепции этого типа машин в конечном итоге отказались.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM