Страницы истории авиации: Douglas AC-47 Spooky – кошмарный сон вьетконговцев

В то время как штурмовики отлично подходят для атаки конкретных целей, они не совсем способны оказывать поддержку наземным войскам в течение длительного времени. Особенно это проявилось во время войны во Вьетнаме. Именно тогда американцы ввели в строй т.н. gunship, т.е. транспортные самолеты, оснащенные сильным вооружением, способным длительное время поддерживать сухопутные войска. Первым в своем роде был Douglas AC-47 Spooky.

Douglas AC-47 Spooky
Douglas AC-47 Spooky

Генезис

В 1964 году американские войска, действовавшие во Вьетнаме на стороне антикоммунистического сопротивления, стали жаловаться на отсутствие должной поддержки с воздуха. В то время как штурмовиков было достаточно для атаки пунктов сопротивления и группировок северовьетнамских и вьетконговских войск, в оборонительных операциях они не могли оказать достаточной поддержки. Как следствие, капитан Джон К. Саймонс запустил программу под названием Project Tailchaser по разработке самолета огневой поддержки, который в течение длительного времени будет использоваться для поддержки с воздуха наземных войск.

В рамках работ использовался самолет Convair C-131B, который был вооружен пулеметами GAU-2/A Minigun. Машина прошла испытания, которые показали, что она может эффективно атаковать наземные цели. Однако нехватка средств и недостаточные характеристики С-131В привели к тому, что проект не был продолжен. Вскоре после окончания этой программы другой военный США, капитан Рон У. Терри, также начал работу над проектом самолета поддержки.

Douglas AC-47 Spooky
Douglas AC-47 Spooky

В октябре 1964 года команда под руководством Терри запустила программу Project Gunship. В качестве базы и носителя вооружения был выбран самолет Douglas C-47D, большое количество которых все еще находилось в резерве. После разработки концепции и сбора необходимого оборудования бригада отправилась во Вьетнам, где 2 декабря 1964 года начались работы по переоборудованию двух C-47D к роли самолетов огневой поддержки.

Первый самолет был достроен 11 декабря, а второй — 15 декабря. Самолеты были оснащены 3 пулеметами GAU-2/A на специально установленных постах для стрелков (два стреляли через иллюминаторы и один через дверь грузового отсека). Самолеты также были оборудованы осветительными ракетами. Благодаря тому, что самолеты обладали значительной транспортной и грузоподъемностью, они могли взять запас в 24 000 патронов к пулеметам и 45 сигнальных ракет. Экипаж состоял из 7 человек — двух пилотов, штурмана, бортмеханика, заряжающего и двух стрелков. Остальные характеристики и технические данные были такими же, как у С-47. После перестройки им дали наименование FC-47D. Уже в конце декабря самолеты добились первых значительных успехов, поддерживая боевые посты, подвергавшиеся атакам вьетконговцев. Благодаря большой дальности полета FC-47D мог находиться в воздухе несколько часов, оказывая постоянную поддержку наземным войскам.

Первый анализ задач, выполняемых FC-47D, показал, что они чрезвычайно эффективны и относительно дешевы в строительстве и эксплуатации. В этой ситуации один из прототипов отправили в США, где его должны были использовать для обучения других экипажей. В то же время началось строительство большего количества самолетов этого типа.

Douglas AC-47 Spooky
Douglas AC-47 Spooky

В ходе эксплуатации испытывались и другие конфигурации вооружения, в т.ч. с десятью 12,7-мм пулеметами Browning M2HB, но в конечном итоге было обнаружено, что наилучшую огневую мощь обеспечивают миниганы.

Всего было перестроено 53 самолета, 41 из которых служил во Вьетнаме. Они использовались очень интенсивно, так что 12 были потеряны в боях и 19 в результате аварий и катастроф. В 1965 году их название также было изменено на AC-47 Spooky. Причиной стали… протесты летчиков-истребителей, недовольных тем, что старые транспортные самолеты имеют обозначение, начинающееся с буквы F, присвоенное истребителям.

В 1967 году был запущен проект Gunship II, который в конечном итоге привел к разработке самолета Lockheed AC-130. После многочисленных модернизаций и изменений они постоянно остаются в эксплуатации. По мере продвижения работ по преемникам AC-47D уцелевшие в боях машины к концу 1969 года были переданы ВВС Республики Вьетнам. Они использовались до 1975 года. За время боевых действий во Вьетнаме АС-47 приняли участие в обороне 3926 деревень, поселков, аванпостов и фортов. В общей сложности они выпустили около 97 миллионов ракет, убив почти 5300 военнослужащих Вьетконга. Говорят, что ни одна деревня, защищенная этими машинами, не была разрушена.

Несколько AC-47D были переданы в дар Камбодже, Лаосу и Сальвадору. Кроме того, в Колумбии, Индонезии, ЮАР, Уругвае, на Филиппинах и в Таиланде создавались местные варианты AC-47D, которые также выполняли функции самолетов поддержки, но были вооружены различными видами вооружения.
Очень интересен опыт Колумбии, которая использует 6 самолетов AC-47T Fantasma. Эти самолеты были созданы на базе Basler BT-47, то есть C-47D с турбовинтовыми двигателями. Эти машины получили системы ночного видения для облегчения работы в ночное время, компьютерную систему управления 12,7-мм пулеметом GAU-19 (по-видимому, одна машина получила пушку калибра 20 мм). Экипаж состоит из 7 человек – двух пилотов, штурмана, бортинженера и 3 стрелков. Благодаря использованию более современных двигателей эти самолеты могут находиться в воздухе до 10 часов.

Резюме

Самолет Douglas AC-47D Spooky возглавил длинный список боевых самолетов ВВС США. В настоящее время ВВС США используют сильно модернизированные версии AC-130 (с 2019 года AC-130W/J). Эти самолеты вооружены 30-мм пушками, 105-мм гаубицей, реактивными снарядами и ракетами AGM-114 Hellfire.

Douglas AC-47 Spooky колумбийских ВВС
Douglas AC-47 Spooky колумбийских ВВС

По сравнению со штурмовиками ганшипы предлагают совершенно иные возможности поддержки наземных войск. Эти самолеты могут длительное время кружить над заданным районом, обеспечивая как огневую поддержку, так и разведку с воздуха. Первые AC-47D были легкой мишенью для ПВО, в связи с чем их эксплуатация ограничивалась ночными полетами (хотя это и не спасало от потерь). Современные боевые самолеты могут действовать на гораздо больших высотах, а компьютерные системы управления огнем облегчают прицеливание.

Андрей Бочкарев