Одним из самых известных пассажирских самолетов в истории авиации, несомненно, является Douglas DC-3 образ ца1935 года (в военной версии он обозначался как С-47, а в СССР как Ли-2 Лисунова). Однако до того, как эта машина пошла в производство, в 1933 году был построен прототип, получивший обозначение Douglas DC-1.
На рубеже 1920-1930-х годов наиболее распространенными пассажирскими самолетами в США были трехмоторный Fokker F-10 (являющийся модификацией Fokker F.VII) и Ford Trimotor в разных версиях. В то время как у самолетов Ford была металлическая конструкция, у Fokker была гораздо более слабая конструкция с силовыми элементами из дерева.
31 марта 1931 года разбился самолет Fokker F-10, номер NC999E, принадлежавший компании TWA, в результате чего погибли 8 человек – 6 пассажиров и 2 члена экипажа. Расследование, проведенное после авиакатастрофы, показало, что причиной стала неисправность крыла, структура которого была ослаблена попаданием воды между слоями фанеры, из-за чего связующий их клей потерял свои свойства. Авария оказала огромное влияние на воздушный транспорт США, поскольку привела к запрету на использование авиакомпаниями самолетов с деревянными крыльями для перевозки пассажиров. По этой причине крупнейшим перевозчика США пришлось искать срочную замену многим ранее использовавшимся машинам.
Одной из таких машин был Boeing Model 247, который стал базовым самолетом United Airlines. Благодаря своей современной конструкции, этот самолет оказал значительное влияние на развитие пассажирской авиации США. Вообще, до приобретения Fokker, TWA изначально намеревалась купить новые самолеты у Boeing, но все производство было зарезервировано для United Airlines (что отчасти было сделано специально для увеличения конкурентного преимущества). В этой ситуации руководство авиакомпании TWA обратилось к другим производителям самолетов в США с просьбой спроектировать пассажирский самолет металлической конструкции с низким крылом и убирающимся шасси, способным принять на борт 12 пассажиров и экипаж из трех человек.
Среди компаний, начавших работу над таким самолетом, был завод Дугласа. Хотя, что интересно, сам Дональд Дуглас скептически отнесся к этой идее и считал, что рыночной нищи для таких самолетов нет (по его предположению, рынок может принять не больше таких 100 самолетов). Первый прототип нового пассажирского самолета, получивший обозначение Douglas DC-1 (DC от Douglas Commercial), поднялся в воздух 1 июля 1933 года с Карлом Ковером за штурвалом. В последующие месяцы машина выполнила более 200 испытательных полетов, в которых доказала свое превосходство над другими конструкциями, эксплуатируемых в то время.
Благодаря хорошим характеристикам DC-1 совершил перелет через Соединенные Штаты Америки (включая остановки для дозаправки) за 13 часов 5 минут, что было огромным достижением. DC-1 имел длину 18,3 м, размах крыла 25,9 м и максимальную взлетную массу 7938 кг. Он был оснащен двумя 9-цилиндровыми радиальными двигателями Wright SGR-1820F3 Cyclone мощностью 690 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 340 км/ч, крейсерскую скорость 310 км/ч и дальность полета 1600 км. Самолет был спроектирован так, чтобы он мог взлетать и летать на одном двигателе.
15 сентября 1933 года авиакомпания TWA решила приобрести этот тип самолета в несколько измененном виде. На тот момент было заказано 20 машин в конфигурации, способной перевозить 14 пассажиров. Самолет в этой версии получил обозначение Douglas DC-2. Прототип DC-1 был единственным, построенным в этой версии. После окончания испытаний и начала производства серийных машин в версии DC-2a, а затем и в версии DC-3, самолет был продан лорду Форбсу и в мае 1938 года отправился в Великобританию. Тот в октябре продал его во Францию, а в ноябре его приобрела авиакомпания Líneas Aéreas Postales Españolas (L.A.P.E.) из Испании. Непродолжительное время самолет использовался республиканскими ВВС во время гражданской войны (вероятно, с самого начала им и планировалась продажа, но чтобы обойти эмбарго, пришлось менять владельцев), а с июля 1939 года он летал в ливрее Iberia. Однако в декабре 1940 года DC-1 попал в аварию, повреждение было слишком велико, чтобы его стоило ремонтировать, и машина была списана.
Douglas DC-1 оказал огромное влияние на развитие пассажирской авиации в мире. Благодаря его очень успешной конструкции он привел к созданию пассажирских самолетов DC-2 и DC-3, выпущенных в огромных количествах (около 17 000 экземпляров!), Многие из которых до сих пор находятся на вооружении в различных регионах мира. Самолеты коммерческой серии Douglas с поршневыми двигателями производились спустя долгое время после Второй мировой войны.
Что отличало DC-1, а затем DC-2 и DC-3, так это хорошо спроектированный фюзеляж с аэродинамической формой, обеспечивающий отличные характеристики, потенциал модернизации и в целом простую конструкцию без лишних элементов. Военная версия DC -3, получившая обозначение C-47, была основным транспортным самолетом союзников во время Второй мировой войны. Они использовались во всех основных воздушно-десантных операциях во время боевых действий в Европе.
Андрей Бочкарев