Страницы истории авиации: гидросамолет Macchi M-39 в гонке за кубок Шнайдера

Организованная с 1913 по 1931 год гонка на кубок Шнайдера была одной из самых важных гонок тех лет, а сам кубок был одним из самых ценных трофеев, за которые боролись пилоты со всего мира. В 1926 году кубок отправился в Италию благодаря успеху инновационного самолета Macchi M-39. Итальянцы выиграли Кубок Шнайдера трижды в 1919, 1920 и 1921 годах. В последующие годы трофей достался англичанам и американцам.

Гидросамолет Macchi M-39
Итальянский гидросамолет Macchi M-39

Желая вернуть себе эту престижную награду, итальянцы в 1925 году начали работу над новым самолетом Macchi M-39, который должен был им помочь вернуть былую славу. Над машиной работал Марио Кастольди.
Он создал одноместный гидросамолет смешанной конструкции из дерева и металла, по схеме низкоплана. Длина фюзеляжа составляла 6,7 м (с поплавками – 7,77 м), а размах крыла – 9,26 м. Максимальный взлетный вес достигал 1575 кг. В качестве силовой установки был выбран двенадцатицилиндровый двигатель Fiat AS-2 мощностью 800 л.с. с максимальной скоростью 439,44 км/ч. Уникальной особенностью самолета было то, что его левое крыло было немного длиннее, а поплавки имели разную массу для облегчения левого поворота. Было построено пять машин – три опытных и две тренировочные с чуть более слабыми двигателями мощностью 600 л.с. Дополнительно был изготовлен один экземпляр для наземных испытаний.

Macchi M-39

Macchi M-39

Полет первого учебного самолета состоялся 6 июля 1926 года. А 16 сентября второй тренировочный экземпляр погиб в аварии, в результате чего погиб один из пилотов, которые должны были участвовать в гонке. Тем не менее работы над машиной не прекратились. Гонка на Кубок Шнайдера 1926 года началась 13 ноября 1926 года на Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния, США. Гидросамолет с номером MM-75 был снят с гонки из-за поломки, машина с номером MM-74, пилотируемая Адриано Бакула, прибыла на финиш третьей, а MM-76, пилотируемый Марио де Бернарди, выиграл гонку со средней скоростью 396,69 км/ч.
История M-39 на этом не закончилась, потому что уже 17 ноября де Барнарди за штурвалом своего MM-76 установил рекорд скорости 416 618 км / ч на 3-километровом маршруте по Хэмптон-роуд. После гонки MM.76 был сохранен и отправлен в Исторический музей авиации Винья-ди-Валле, где его можно увидеть и по сей день. В последующие годы Марио Кастольди разработал, среди прочего, два самолета по образцу M-39. Это были Macci M-52 и M-67. Хотя они установили рекорды скорости, они уже не смогли выиграть гонку на Кубок Шнайдера, уступив британским Supermarine S-6 и S-6.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM