fbpx

Швейцария, в силу своего географического положения и нейтралитета, в оснащении своих вооруженных сил долгое время опиралась, по возможности, на отечественную продукцию. После окончания Второй мировой войны началась программа строительства реактивного истребителя F + W N-20. Однако проект завершился после постройки 3 прототипов.

N-20 Aiguillon
N-20 Aiguillon

Концептуальная работа над новым истребителем, который впоследствии станет первым швейцарским реактивным самолетом, началась в 1945 году. Концептуальные работы велись до 1947 года, в результате чего в мае 1948 года был получен официальный государственный заказ на прототип нового самолета. Из-за отсутствия опыта проектирования машин этого типа изначально было решено спроектировать планер с размерами, соответствующими 3/5 целевой машины. Его предполагалось использовать для проверки общей конструкции.

Машина получила обозначение EFW N-20-1 Aiguillon и совершила полет 17 апреля 1948 года. За штурвалом находился майор Ладерах. До 1 июля 1949 года, когда планер потерпел аварию, на нем было совершено 69 полетов. Дальнейшие испытания продолжились со вторым прототипом, получившим обозначение N-20-2 Arbalete, первым реактивным самолетом Швейцарии. Машина отличалась от планера четырьмя небольшими реактивными двигателями Turbomeca Pimene I, установленными в крыльях.

В этом варианте самолет имел длину 7,5 м при размахе крыла 7,5 м, а вес самолета составлял 1800 кг. Из-за малой тяги двигателей максимальная скорость составляла всего 570 км/ч, а максимальная, достигнутая в пикировании, составляла 720 км/ч. Первый полет этой машины состоялся 16 ноября 1951 года и длился 16 минут.

N-20 Aiguillon
N-20 Aiguillon

В ходе последующих испытаний и 91 полета было подтверждено, что первоначальная конструкция самолета оправдана и пригодна для дальнейшего развития. Поэтому началась работа над реальным прототипом истребителя N-20 Aiguillon. Хотя сама машина была доработана, она никогда не тестировалась. Проект был закрыт с учетом того, что, хотя самолет имел очень хорошую аэродинамику, использование четырех относительно слабых двигателей было ошибкой. О замене их на более мощные двигатели не могло быть и речи из-за конструктивных ограничений и увеличения стоимости проекта.

N-20 Aiguillon имел длину 12,5 м, размах крыла 12,6 м и взлетную массу 9000 кг. Силовая установка состояла из четырех двигателей Swiss-Mamba SM-01. Предполагаемая максимальная скорость должна была достигать около 1000 км/ч, а дальность – 500 км. Планировалось устанавливать вооружение из двух 20-мм пушек и специальных модулей с вооружением, устанавливаемых под фюзеляжем – 30-мм пушки, подвесы для бомб массой до 800 кг (1x 800 кг, 2 x 400 кг, 4x 200 кг или 16 шт.). × 16 кг), или для 36 неуправляемых ракет 87 мм.

Никогда не летавший прототип оказался в музее, где он находится по сей день. Тем не менее Н-20-2 вошел в историю как первый швейцарский реактивный самолет, спроектированный в этой стране с нуля. Помимо стоимости проектирования и проблем с производительностью, одним из важных факторов, которые привели к прекращению проекта, был доступ к иностранным машинам, соответствующих  ожиданиям ВВС Швейцарии.

Андрей Бочкарев