Страницы истории авиации: истребитель Як-25 в тени МиГов

Разработанный в начале 1950-х годов перехватчик Як-25 от КБ  Яковлева был первым советским истребителем, предназначенным для защиты обширных, особенно восточных, территорий СССР. Однако самолет оставался в тени параллельной программы по созданию  истребителей МиГ и быстро устарел.
Як-25
Як-25

В августе 1951 года советские власти заказали разработку нового типа перехватчика, который должен был быть оснащен РЛС «Сокол», и его основной задачей была защита обширных территорий СССР, особенно в восточной части страны. Посты ПВО в этой части страны не устанавливались, так как территория была слишком большой. Работы над самолетом велись в конструкторском бюро Яковлева ОКБ-115. Они шли очень быстро, благодаря чему уже 19 июня 1952 года состоялся полет опытного образца с заводским обозначением Як-120. За  штурвалом находился летчик-испытатель В. Волков.

После заводских тестов самолет был отправлен на государственные испытания, которые прошли гладко и без особых проблем, поэтому летом 1953 года они были завершен, а 8 сентября 1953 года было принято решение об отправке самолета в серийное производство под обозначением Як-25. На тот момент самолет был технически в окончательной конфигурации, но не имел РЛС, которая была внедрена только после начала серийного производства (в варианте Як-25М). Поэтому первые истребители Як-25 были временно оснащены РЛС РП-1Д “Изумруд”.

Як-25 имел длину 10,96 м, размах крыла 15,66 м, а максимальная взлетная масса составляла 10 045 кг. Он был оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-5А-5, обеспечивающими максимальную скорость 1090 км/ч и дальность полета 2700 км. Вооружение самолета состояло из двух 37-мм пушек Н-37Л с запасом по 50 снарядов каждая. Экипаж состоял из 2 человек.

Як-25
Як-25
Машина была проста по конструкции и удобна в управлении. Единственным обнаруженным дефектом были многочисленные отказы двигателей из-за всасывания камней и различных предметов, лежащих на взлетно-посадочной полосе, что приводило к их повреждению. Эксплуатация самолетов Як-25 была малоэффективной, так как эти самолеты не принимали участия ни в одной боевой операции (использовались лишь несколько раз для перехвата шпионских аэростатов). В 1963 году начался их постепенный вывод из линейных частей, а последняя машина была снята в 1967 году. Часть списанных машин переоборудовали в летающие цели.
На базе Як-25 было разработано множество конструкций специализированных машин, но в итоге на вооружение поступили две из них – Як-25Р, т.е. самолет-разведчик, в котором вместо радара в носовой части стояли станции наблюдения и камеры, и Як-25РВ, то есть высотный разведывательный самолет.  В то время как в версии “Р” было построено всего 10 машин, версия “РВ” была произведена в количестве 155 экземпляров.
Разведывательный самолет имел несколько иную конструкцию.  Была изменена компоновка крыла, которое уже имело размах 23,4 м и крепилось к верхней части фюзеляжа. Также были установлены более мощные двигатели Р-11В-300, позволяющие достигать потолка 20 500 м, максимальной скорости 870 км/ч и дальности полета 3500 км. Эта версия взлетела в 1959 году и оставалась на вооружении до 1970-х годов.
Основной причиной быстрого вывода из эксплуатации Яков-25 было слабое вооружение и малоэффективная РЛС. Были предприняты попытки разработать более вооруженные версии, но ни одна из них не поступила в эксплуатацию. Як-25, по сравнению с МиГ 15 и 17, был конструкцией с меньшим модернизационным потенциалом. Опыт эксплуатации Як-25 был использован при разработке истребителей аналогичного назначения.
Андрей Бочкарев