Страницы истории авиации: легендарный итальянский гидроплан CANT Z.506 Airone

В середине 1930-х годов компанией CANT был разработан современный трехмоторный пассажирский гидросамолет CANT Z.506. Машина быстро привлекла внимание военных и поступила в серийное производство и на вооружение Regia Aeronautica. Эти машины считались одними из лучших гидросамолетов итальянского производства.

CANT Z.506
CANT Z.506

Генезис
В 1935 году инженер Филиппо Заппата, работавший на заводе CANT, начал работу над современным трехмоторным пассажирским гидросамолетом. Машина имела деревянную конструкцию и вмещала 12-14 пассажиров. Первый полет прототипа состоялся 19 августа 1935 года. Конструкция самолета, хотя и основанная на более старых решениях (в 1930-е годы большинство новых машин уже имели металлическую конструкцию), оказалась очень удачной. Первым пользователем машин стала авиакомпания Ala Littoria.
Было выпущено около 40 машин в гражданской версии, получившей обозначение Z.506A или Z.506C. Эти самолеты оснащались тремя девятицилиндровыми двигателями Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 750 л.с. каждый. Трехмоторная система была характерна для многих итальянских машин и была продиктована в основном отсутствием доступа к более мощным двигателям. В 1936-1938 годах специально подготовленный Z.506A, пилотируемый Марио Стоппани, установил множество рекордов, в том числе рекорд скорости на дистанции 5000 км (308,25 км/ч), 2000 км (319,78 км/ч) и 1000 км (322,06 км/ч). Кроме того, были установлены рекорды по переносимой нагрузке: 2 000 кг на потолке 7 810 м и 5 000 кг на потолке 6 917 м.
CANT Z.506
CANT Z.506
Успехи, достигнутые гражданским Z.506, заинтересовали Regia Aeronautica. Военная версия Z.506, получившая обозначение Z.506B, должна была сохранить дизайн оригинала, но вместо сидений для пассажиров гидросамолет должен был быть адаптирован для оснащения вооружением, включая бомбы и торпеды, и для проведения спасательных операций на море. Лучший итальянский гидросамолет По разным источникам, первые военные Z.506B поступили на вооружение в 1938 или 1939 году. Несколько машин этого типа даже принимали участие в заключительной фазе гражданской войны в Испании.
Военные машины оснащались двигателями Alfa Romeo 127 RC 55 мощностью 750 л.с. Самолеты имели длину 19,2 м, размах крыла 26,5 м и максимальную взлетную массу 12 705 кг. Максимальная скорость составляла около 350 км/ч, а запас хода – 2000 км. В зависимости от решаемых задач на вооружение Z.506B входили один 12,7-мм пулемет Breda и три калибра 7,7 мм, а также 1200 кг бомб различных типов или одна торпеда массой 800 кг. Однако многие машины использовались в качестве патрульных и спасательных самолетов, приспособленных для приема экипажей самолетов, вынужденных совершать посадку на воду.
CANT Z.506
CANT Z.506
Производство Z.506 в различных версиях продолжалось до 1943 года. Всего было построено 38 машин в гражданской версии и 324 машины в военной. Кроме того, во время войны было произведено 23 гидросамолета в спасательной версии, обозначенной как Z.506Bs, и 5 – в версии Z.506S.
Airone, именно так назывались эти гидросамолеты, интенсивно использовались для решения различных задач. Из-за их хороших характеристик для гидросамолета они также представляли значительный интерес для авиации союзников. Британские пилоты часто охотились на Z.506, не обращая внимания на маркировку спасательных версий. После капитуляции Италии уцелевшие машины были захвачены как союзниками, так и немцами. Боевые самолеты продолжали службу до конца войны. Некоторые спасательные версии Z.506 оставались на вооружении еще долго после окончания войны, до 1959 года.
Андрей Бочкарев