Страницы истории авиации: летающий колосс – Blohm & Voss Bv 238

Немецкая летающая лодка Blohm & Voss Bv 238, спроектированная в конце Второй мировой войны, была в свое время самым большим транспортным самолетом в мире и самым большим самолетом, спроектированным в Германии. Однако в серийное производство машина не пошла и была уничтожена в последние недели войны.

Летающая лодка Blohm & Voss Bv 238
Летающая лодка Blohm & Voss Bv 238

Генезис 

В начале Второй мировой войны немецкий флот начал интенсивные операции против торгового флота союзников. Бремя боевых действий легло в основном на наиболее успешные подводные лодки и привело к значительным потерям на стороне союзников. Несмотря на это, флот подводных лодок столкнулся с многочисленными проблемами, такими как отсутствие воздушной разведки в Атлантике и удаленность от баз, и, следовательно, трудности с пополнением запасов и вооружения во время операций.

В поисках решения этих проблем командованию Кригсмарине пришла в голову идея внедрения тяжелых летающих лодок дальнего действия, которые могли бы не только выполнять долгосрочные разведывательные задачи продолжительностью до нескольких дней, но и обеспечивать снабжение подводных лодок.  Особенно тех, которые работают по т.н. методу “стая волков”.

Заказ на такую ​​машину получила компания Blohm & Voss, имеющая большой опыт строительства больших летающих лодок. В качестве базы для нового самолета было решено использовать проверенную конструкцию летающей лодки Blohm & Voss Bv 222. Однако новая машина должна была быть намного больше, лучше вооруженной и способной работать в более сложных погодных условиях.

Работа над машиной заняла больше времени, чем предполагалось, поэтому готовый прототип был построен только к началу 1944 года. К этому времени действующий в Атлантике немецкий флот уже полностью отступал, и потребность в таком большом грузовом самолете уменьшалась. Тем не менее испытания самолета, получившего обозначение Blohm & Voss Bv 238, продолжались. Полет прототипа состоялся 11 марта 1944 года.

Летающая лодка Blohm & Voss Bv 238
Летающая лодка Blohm & Voss Bv 238

Хотя в целом машина летала неплохо, слишком слабые двигатели Daimler-Benz DB-603A мощностью 1750 л.с. каждый (вместо предполагаемых 1900 л.с.) были большой проблемой. Bv 238 имел размах крыла 60 м и длину 43 м. Максимальная взлетная масса составляла 94 тонны, а силовая установка – 6 двенадцатицилиндровых двигателей Daimler-Benz DB-603A мощностью 1750 л.с. каждый, обеспечивающих максимальную скорость около 350 км/ч и дальность полета 6620 км. Экипаж состоял из 10-12 человек.

Для выполнения задач продолжительностью до нескольких суток (предполагаемая продолжительность полета около 20 часов) фюзеляж машины был разделен на две палубы. На верхней располагались кабина экипажа, комнаты экипажа с кухней и санузлом и склад запчастей, а на нижнем – три погрузочных площадки, в которые перевозились припасы для подводных лодок – доступ к ним был возможен через дверь в передней части фюзеляжа. Важной особенностью конструкции машины были специальные туннели в крыльях, обеспечивающие доступ к двигателям изнутри, без необходимости выхода на крыло.

Единственный построенный прототип не имел вооружения, но, согласно предположениям, машина должна была быть вооружена шестнадцатью 13-мм (4 × 4) пулеметами MG 131 на носу, хвосте и крыльях, а также четырьмя винтовками того же типа в двух сдвоенных установках в верхней части фюзеляжа и двух 20-мм пушках MG 151/20 в его носовой части. Кроме того, в крыльях и под ними можно было нести бомбовую нагрузку, состоящую из 20 бомб массой 250 кг и четырех бомб массой 1000 кг, либо двух торпед массой 1200 кг, четырех управляемых ракет Henschel Hs 293 или двух планирующих бомб Bc 143 массой 1000 кг.

Быстрый конец

После заводских испытаний Bv 238 был передан Люфтваффе для государственных испытаний. Из-за отсутствия перспектив использования самолета опытный образец был отправлен в район озера Шальзее на севере Германии. После нескольких полетов машину спрятали у берега.

Источники не сходятся во мнении о точной судьбе машины. Известно, что Bv 238 был уничтожен ВВС союзников – либо в сентябре 1944 года американцами, либо в конце апреля 1945 года британцами. После войны сгоревшие обломки отправили на слом, положив конец истории этого огромного самолета.

Во время войны, вероятно, началось строительство еще двух прототипов, но они так и не были завершены. Несколько специализированных версий Bv 238 были также разработаны Blohm & Voss, включая пассажирский самолет и наземный транспортный самолет. Ни одна из этих машин не вышла за рамки чертежной доски.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM