Страницы истории авиации: летающий кран – Ми-10

В 60-е годы прошлого века, благодаря созданию  в СССР тяжелым транспортным вертолетам Ми-6, представители вооруженных сил и промышленности осознали возможности, которыми могут обладать такие мощные вертолеты. Так началась история Ми-10 – одного из самых больших вертолетов, именуемых «летающими кранами». В кодексе НАТО вертолет получил название Herke.

Вертолет Ми-10
Вертолет Ми-10

Генезис

Созданный в конце 1950-х годов Ми-6 имел довольно неплохую для технологически отсталого СССР конструкцию. Его самым большим преимуществом была возможность перевозить очень тяжелые грузы на большие расстояния. К сожалению, у этого вертолета был один недостаток. Во время перевозки крупногабаритных грузов, подвешенных под фюзеляжем, у экипажа была  слишком ограниченная видимость, чтобы точно управлять машиной при разгрузке. Конструкторы в бюро Миля решили решить эту проблему, построив вертолет, специально приспособленный для перевозки больших грузов под фюзеляжем. Новая конструкция получила обозначение В-10, позже измененное на Ми-10.

Вертолет Ми-6
Вертолет Ми-6

Новая машина должна была сохранить как можно больше конструктивных элементов вертолета Ми-6, чтобы облегчить эксплуатацию этих нетипичных конструкций. Так,  использовалась вся система привода Ми-6, состоящая из двух двигателей Д-25 мощностью по 5500 л.с. каждый. Эти двигатели обеспечивали максимальную скорость 250 км/ч, дальность полета около 640 км и максимальный потолок до 4800 м. В аварийных ситуациях вертолет мог продолжить полет на одном работоспособном двигателе.

Однако фюзеляж вертолета существенно отличался от Ми-6, на базе которого он был создан. Вместо громоздкого фюзеляжа от предшественника, позволяющего перевозить внутри большое количество грузов и людей,  новая машина получила гораздо меньший и более плоский корпус, который мог вместить только 28 пассажиров и 3 тонны груза. Все остальное должно было транспортироваться под фюзеляжем, в специальной стойке, построенной на базе высокого шасси Ми-10. Сам вертолет весил 27 тонн, а максимальная взлетная масса составляла 43 тонны.

Ми- и Ми-10
Ми-6 и Ми-10

Экипаж вертолета должен был состоять из 3-5 человек. Помимо пилотов на борту находились технические специалисты, отвечающие за обслуживание груза в зависимости от его характера. Для наблюдения за грузом они использовали камеры, установленные в разных местах, и специальные световые люки. Некоторые Ми-10 также оснащались небольшой гондолой под кабиной, из которой можно было дополнительно наблюдать за грузом.

На вертолете было все оборудование, которое использовалось на тот момент для полетов в сложных погодных условиях и с ограниченной видимостью. Однако из-за его конструкции и высокого центра тяжести такие полеты выполнялись редко из-за опасений аварий. Кабина вертолета была оборудована системой кондиционирования и обогрева. Также была кислородная установка для полетов на больших высотах.

Эксплуатация

Работа над Ми-10 началась в 1959 году, опытный образец был построен годом позже. В свой первый полет вертолет  вылетел 15 июня 1960 года. К сожалению, вскоре после начала испытаний вертолет потерпел крушение. Это не обескуражило конструкторов, у которых была готова вторая машина и они продолжили испытания. В 1961 году вертолет был показан публике на выставке в подмосковном Тушине.

В серийное производство Ми-10 поступил сравнительно поздно, только в 1964 году. Первый серийный экземпляр полетел 10 сентября того же  года. Производство длилось до 1971 года и закончилось постройкой 55 вертолетов в различных модификациях. В 1977 году рассматривалось производство большего количества машин, но в конечном итоге от этой идеи  отказались. В некоторых источниках говорится, что было построено больше экземпляров, но это не подтвержденная информация.

Вертолеты поступили как в эксплуатацию гражданскими пользователями, так и на вооружение как в армии. Один из вертолетов также был приспособлен к выполнению демонстрационных полетов. В свое время Ми-10 установил 7 рекордов – грузоподъемность, максимальная нагрузка на высоте 2 км, грузоподъемность 2 тонны, 5, 15, 20 и 25 тонн. Позже эти рекорды побили и другие вертолеты. Официально эти вертолеты не использовались в других странах за пределами СССР, но, возможно, в 1980-х годах некоторые из них были взяты в аренду.

Ми-10 в основном использовался для перевозки тяжелых грузов и специальной техники. Эти машины часто применялись при строительстве различных объектов. В вооруженных силах эти вертолеты использовались для перевозки различных типов военной техники. Благодаря своим размерам они идеально подходили для участия в исследовательских работах. Их  применяли не только для перевозки грузов и припасов, но и для целых лабораторий.

С появлением новых разработок Ми-10 начали снимать с эксплуатации и в 80-е годы значительная часть машин находилась в музеях или на свалках. Однако последний был выведен из эксплуатации только в 2009 году. Вероятно, один Ми-10К в настоящее время находится в достаточно хорошем состоянии, чтобы его можно было вернуть в полет. Однако это маловероятно, поскольку новые вертолеты уже обладают гораздо лучшими характеристиками и транспортными возможностями.

Версии

В процессе изготовления и эксплуатации было создано несколько вариантов вертолета Ми-10. Помимо базовой версии стоит упомянуть и модель Ми-10К. Всего было построено 17 машин этого типа. Они отличались укороченным шасси, что делало их более устойчивыми в полете. Впервые машина была представлена ​​26 марта 1966 года в Москве. Помимо изменений шасси, вертолет претерпел множество более мелких модификаций, направленных на улучшение конструкции.

Еще одна интересная модель – Ми-10Р. Был построен один экземпляр этой модели, который использовался для побития рекордов. Его конструкция была несколько более совершенной, чем у серийных машин, благодаря чему он имел лучшие транспортные и пилотажные возможности.

Другой интересной моделью был Ми-10П, использовавшийся для перевозки средств радиоэлектронной борьбы. Под фюзеляжем вертолета находилось специальное устройство постановки помех. Было создано несколько других модификаций, которые, однако, были более единичными модификациями серийных машин, приспособленных для необычных транспортных задач.

Забытый колосс

Ми-10 был отличным вертолетом с огромными возможностями. К сожалению, он оказался слишком специализированным. Со временем это сделало его просто бесполезным. Развитие технологий также означало, что стандартные транспортные вертолеты получили аналогичные характеристики, а зачастую и даже более высокие.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM