Страницы истории авиации: Lockheed R6V Constitution – слишком большой для своего времени

Пассажирские самолеты в 1930-х и 1940-х годах были не очень большими и вмещали всего несколько десятков пассажиров. Однако в 1942 году в США появилась идея построить большой двухэтажный пассажирско-транспортный самолет. Машина получила обозначение Lockheed Model 89, но больше известна как Lockheed R6V Construction. Были построены и использовались лишь в ограниченном объеме всего два экземпляра.

Lockheed R6V Constitution
Lockheed R6V Constitution на перроне

Транспортные и пассажирские самолеты

В начале 1940-х годов ВМС США для выполнения транспортных задач на большие расстояния использовали гидросамолеты и летающие лодки. Однако у этих самолетов было много ограничений, особенно из-за необходимости работать с воды. Соответственно, в 1942 году командование флота поручило заводам Lockheed разработать большой транспортный самолет с четырьмя двигателями. К работам также были привлечены авиакомпании Pan Am, так как предполагалось, что такая машина также будет пригодна для использования в качестве пассажирского самолета.

Работы по проектированию Lockheed Model 89 возглавляли Уиллис Хокинс и У. А. Пулвер, а консультационную помощь со стороны авиакомпаний оказывал Э. Л. Симпсон-младший. Согласно предположениям, самолет должен был вместить около 90 пассажиров и иметь полностью герметичный салон. Было заказано 50 машин в окончательной конфигурации, а стоимость всего проекта оценивалась в 111 250 000 долларов (в настоящее время около 1,74 миллиарда долларов).

Несмотря на амбициозные планы, с окончанием Второй мировой войны заказ был сокращен до двух самолетов за 27 миллионов долларов (в настоящее время около 383 миллионов долларов). Первый взлетел 9 ноября 1946 года, второй – 9 июня 1948 года. Машины получили обозначение Lockheed R6V Constitution.
Оба самолета имели схожую конструкцию, но различались внутренней отделкой. Первая была испытательно-транспортной машиной, а вторая – испытательно-пассажирской. Машины имели длину 47,6 м при размахе крыла 57,6 м, а максимальная взлетная масса составляла 83460 кг. Они оснащались 4 двигателями Pratt & Whitney R-4360-22W мощностью 3000 км каждый, обеспечивающих максимальную скорость 490 км/ч, крейсерскую – 418 км/ч и запас хода 8670 км. В пассажирском варианте можно было разместить до 168 пассажиров и 12 членов экипажа.

Характерной особенностью самолетов был восьмисекционный фюзеляж. И фюзеляж, и крылья были спроектированы таким образом, чтобы во время полета можно было добраться до всех компонентов самолета, включая двигатели, к которым вели туннели в крыльях. Это позволяло проводить ремонт прямо в полете.

Эксплуатация

Уже во время первых полетов выяснилось, что у R6V Constitution слишком слабая силовая установка, что снижало его летно-технические характеристики. К тому ж двигатели перегревались, поэтому самолеты часто вылетали с частично снятыми обтекателями. Однако это вызвало большее сопротивление воздуха, из-за чего эффектиность падала еще больше. Эти самолеты были самыми большими наземными самолетами, когда-либо использовавшимися ВМС США (только летающие лодки Martin JRM Mars были больше). Это вызвало множество логистических проблем и высоких затрат на обслуживание. Здесь стоит добавить, что у заводов Lockheed возникла проблема с ними еще во время постройки этих самолетов. Во время окончательной сборки необходимо было построить новый ангар повыше, стоимость которого составила 1 250 000 долларов США (в настоящее время около 16,4 млн долларов США).

Lockheed R6V Constitution
Lockheed R6V Constitution

Первый прототип долгое время использовался для испытательных и грузовых полетов, а также для испытаний системы JATO (Jet Assisted Take Off), то есть системы поддержки взлета с реактивными двигателями. В ходе испытаний взлетная дистанция сократилась на 24 процента. Вторая Constitution из-за отделки салона использовалась для перевозки пассажиров и демонстраций.

В 1953 году ВМС США списали оба самолета. Хотя авиакомпании заинтересовались ими, они не хотели вкладывать средства в большие, медленные пассажирские авиалайнеры. Таким образом, самолеты хранились на складе 2 года, а в 1955 году они были проданы вместе с 13 запасными двигателями за сумму … 97 785 долларов США (в настоящее время около 934 000 долларов США).

Первый прототип отправился в Лас-Вегас, где он использовался в качестве рекламного, но когда землю, на которой стоял самолет, купил Говард Хьюз, самолет списали. Второй экземпляр продержался немного дольше, потому что оказался во Флориде. Из-за повреждений в результате пожара самолет много лет простоял в аэропорту, а в 1970-х годах его отбуксировали на соседний участок земли, где предполагалось сделать использовать его в качестве ресторана и части музея. Планы не были реализованы, и в конечном итоге была отменена и последняя Constitution.

Резюме

Карьера самолетов Lockheed R6V Constitution была короткой и далека от их первоначальных планов. Самой большой их проблемой была недостаточная эффективность, которую не удалось улучшить установкой более мощных двигателей во время эксплуатации. Самолеты они были дорогими в эксплуатации, а также вызывали множество технических проблем.

Lockheed R6V Constitution
Lockheed R6V Constitution

Хотя возможность принять на борт 168 пассажиров по тем временам была огромной, в 1950-х годах не было необходимости в таких больших пассажирских самолетах. Lockheed Constellations одновременно принимали 40-81 пассажира, что было достаточно. К тому же эти самолеты были определенно быстрее, чем Constitution.
К тому же идея двухэтажных самолетов в то время была не очень уместной (хотя некоторые летающие лодки имели такую ​​компоновку корпуса). Если бы проблемы с двигателем были решены, эти самолеты могли бы заинтересовать некоторые авиакомпании, но, конечно, не настолько, чтобы стать такими же популярными, как знаменитый Lockheed Constellation. Спустя несколько десятков лет такая же судьба постигла Airbus A380 с лишь разницей, что их было выпущено больше и использовались они дольше.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM