Страницы истории авиации: лучший французский бомбардировщик LeO 451

В начале 1930-х годов французские ВВС располагали большим количеством самолетов, но особой боевой ценности они не имели. Поэтому было принято решение о заказе новых машин в рамках программы расширения ВВС. Как результат, на свет появился средний бомбардировщик Lioré et Olivier LeO 451.

LeO 451
LeO 451

Генезис

В 1933 году Armée de l’air стала самостоятельным формированием французской армии, а не как раньше, частью сухопутных войск. Это изменение, хотя и носило формальный характер, значительно облегчило процесс приобретения новых машин. Кроме того, как независимая единица, командование ВВС хотело повысить важность своего формирования по сравнению с другими соединениями французских вооруженных сил. Однако для этого требовались новые самолеты и в достаточно большом количестве.

Тогда же была инициирована программа расширения под названием Plan I. Она предполагала строительство 1010 современных самолетов, в том числе 350 бомбардировщиков — 210 средних, 120 тяжелых двухмоторных и 20 тяжелых четырехмоторных. Отсутствие согласия в отношении требований, которым должны были отвечать новые машины, привело к тому, что только в 1934 году появились первые тактико-технические требования (обозначаемые как В5), которые с годами претерпели несколько изменений.

Этот хаос побудил многих производителей разрабатывать самолеты самостоятельно как временное решение. Они представляли разный технический уровень, разные возможности и, прежде всего, разный технологический уровень. Многие из них устарели с самого начала. Одной из таких машин были Bloch MB.210 и Amiot 143. Требования В5, указанные в 1934 г., предполагали, что основой бомбардировочной авиации должен стать двухмоторный, цельнометаллический бомбардировщик с экипажем из пяти человек, с максимальной скоростью 400 км/ч, дальностью полета 700 км с полезной нагрузкой 1200 кг. Машина должна была эксплуатироваться днем ​​и ночью.

В 1935 году требования изменили, уменьшив экипаж до четырех человек. Через год требования снова изменились, на этот раз в отношении силовой установки, которая должна была состоять из двигателей мощностью 1000 л.с., позволяющих развивать максимальную скорость 470 км/ч. Подсчитано, что для переоснащения всех эскадрилий и обеспечения учебными машинами потребуется более 500 бомбардировщиков. Несколько компаний подготовили свои проекты, в том числе Lioré et Olivier, которая впоследствии была национализирована и включена в составе концерна SNCASE.

16 января 1937 г. прошел испытания опытный образец самолета LeO 45-01. Машина получила двигатели Hispano-Suiza 14AA мощностью 1120 л.с. В полете были обнаружены некоторые проблемы, в основном со стабильностью и тягой, но самолет получил в основно положительные отзывы и был отправлен на дальнейшие доработки. В сентябре машину подвергли государственным испытаниям. В июле 1938 года были установлены новые кожухи двигателя, благодаря которым максимальная скорость увеличилась с 480 км/ч до целых 500 км/ч.

Тем временем Armée de l’Air начала размещать заказы на новые бомбардировщики. В этой ситуации в августе 1938 г. было принято решение о замене силовой установки на двигатели Gnome-Rhône 14N 20/21 мощностью 1030 л.с. Они были слабее по мощности, но более надежные и проще в производстве, что было необходимо в связи с растущим заказом на большее количество машин. Тогда же название самолета было изменено на LeO 451-01.

Еще в марте 1938 года стало известно, что потребуется 449 фронтовых и 185 резервных самолетов. Нереально было предположить, что они будут построены в один и тот же год. Наконец, только 24 марта 1939 года был испытан первый серийный LeO 451. Второй поднялся в воздух 28 апреля 1939 года. В том же месяце было заказано еще несколько сотен машин. К сентябрю 1939 года было заказано 749 бомбардировщиков LeO 451 в нескольких модификациях. При этом на вооружении находилось 10 машин, еще 22 готовились к сдаче.

LeO 451
LeO 451

Однако напряженная политическая ситуация привела к тому, что пришлось заказать больше машин, общее количество которых достигло 1549 экземпляров. На момент немецкого вторжения во Францию ​​в мае 1940 года на вооружении официально находились 54 бомбардировщика LeO 451 из 222 произведенных. К 25 июня, дню капитуляции французской армии, эти самолеты совершили около 400 вылетов и сбросили 320 тонн бомб, но ценой потери 31 или 47 экземпляров. В конечном итоге к финалу боев во Франции было построено 452 самолета, из них 373 сдано в части (самолеты после нападения Германии выпускались со скоростью 4-5 машин в сутки). Однако противником было уничтожено 130 самолетов (многие на земле).

Уцелевшие самолеты были переданы ВВС правительства Виши. Интересно, что немцы согласились как их доработать, так и построить еще 102 машины. Принадлежащие Виши машины принимали участие в боях с войсками союзников в Северной Африке, полученная Германией часть машин была передана в Италию, а часть переоборудована в транспортные самолеты для люфтваффе.

В Северной Африке союзники захватили несколько LeO 451, которые были отремонтированы и возвращены на вооружение ВВС Свободной Франции. Эти самолеты интенсивно использовались до окончания африканской кампании. Позже они использовались как транспортные машины. 67 бомбардировщиков пережили Вторую мировую войну. Несмотря на свой возраст, они оставались на вооружении до 1957 года. После войны LeO 451 использовался как учебно-тренировочный и как транспортный самолет. Это были последние довоенные французские самолеты, списанные ВВС Франции.

Резюме

LeO 451 был первым достаточно современным французским бомбардировщиком. В свое время это были очень удачные самолеты, с хорошими характеристиками и вооружением. Однако долгий процесс принятия их в эксплуатацию, в основном из-за стремления устранить предполагаемые недостатки и ошибки конструкции, привел к тому, что они играли минимальную роль в обороне Франции. Интересно, что самолеты, восстановленные «Свободной Францией» в 1942 году, выполнили больше боевых вылетов, чем машины, использовавшиеся для обороны Франции в 1940 году.

В ходе эксплуатации было создано множество специальных версий LeO 451, отличавшихся деталями конструкции и, прежде всего, силовыми установками. После войны несколько машин использовались в качестве летающих лабораторий.

Тактико-технические данные

Lioré et Olivier LeO 451 имел цельнометаллическую конструкцию, закрытую кабину и убирающееся шасси. Длина фюзеляжа составляла 17 метров, размах крыла — 22,5 метра, максимальная взлетная масса — 11,4 тонны. Самолет оснащался 14-цилиндровыми двигателями Gnome-Rhône 14N в версии 48/49 или 38/39 и 46/47 мощностью 1060 л.с. Они обеспечивали максимальную скорость 495 км/ч, крейсерская скорость достигала 420 км/ч, а дальность полета составляла 2900 км. Вооружение состояло из 20-мм пушки и двух 7,5-мм пулеметов. Бомбовая нагрузка достигала 1568 кг.

Андрей Бочкарев