Страницы истории авиации: необычный истребитель Focke-Wulf Fw 159

Основным немецким истребителем во время Второй мировой войны был Messerschmitt Bf 109. Однако до того, как эта машина была выбрана и принята на вооружение, рассматривалось  несколько конкурирующих проектов, в том числе Focke-Wulf Fw 159.
Focke-Wulf Fw 159
Focke-Wulf Fw 159

Работа над Focke-Wulf Fw 159 началась в 1934 году на основе руководящих указаний Люфтваффе по созданию нового истребителя-моноплана для ВВС Германии. За проектирование отвечал Курт Танк, который решил спроектировать довольно оригинальный самолет с высокорасположенным крылом с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Таким образом, самолет должен был сочетать в себе черты уже уходящих конструкций и разрабатываемых машин.

Опытный образец самолета впервые поднялся в воздух в 1935 году. Машина имела длину 9,7 м при размахе крыла 12,4 м, а максимальная взлетная масса составляла 2250 кг. Силовой установкой служил двенадцатицилиндровый двигатель Junkers Jumo 210 мощностью 640 л.с., максимальная скорость с которым  составляла около 385 км/ч, а запас хода – 650 км. Первый опытный образец не имел вооружения, но следующие две машины были оснащены двумя 7,92-мм пулеметами MG 17.
Самолет испытывался до 1937 года. За это время были построены еще два прототипа с более мощными двигателями Junkers Jumo 210Da мощностью 680 л.с. и 210G мощностью 700 л.с. В результате сравнительных испытаний с машинами-конкурентами – Arado Ar 80, Heinkel He 112 и Messerschmitt Bf 109, конструкция Курта Танка была признана худшей. В конечном итоге основным истребителем Люфтваффе стал Bf 109.
Самыми большими недостатками Fw 159 была система проектирования – самолет с высокорасположенным крылом хуже выполнял роль истребителя, поскольку пилот имел очень ограниченный обзор вверх, слабый двигатель, обеспечивающий низкую максимальную скорость, слабое вооружение и сложную в использовании систему шасси – один из прототипов был утерян из-за проблем именно с шасси. После создания трех прототипов и начала работ над четвертой машиной проект Focke-Wulf Fw 159 был закрыт.
Андрей Бочкарев