Страницы истории авиации: несостоявшийся палубный истребитель Grumman XF5F Skyrocket

Разработанный на рубеже 1930-х и 1940-х годов Grumman XF5F Skyrocket имел очень многообещающую конструкцию и мог стать основным палубным истребителем ВМС США. Однако длительная работа над машиной привела к тому, что он послужил только в отработке решений для более современного Grumman F7F Tigercat. Опытный образец истребителя Grumman XP-50 был основан на XF5F.

Grumman XF5F Skyrocket
Grumman XF5F Skyrocket

История Grumman XF5F Skyrocket началась в 1938 году, когда представители завода Grumman представили ВМС США проект двухмоторного бортового истребителя с коротким фюзеляжем и очень хорошей обзорностью вперед. Проект вызвал интерес, что привело к началу работ над машиной, получившей военное обозначение XF5F.

Первый полет опытного образца истребителя состоялся 1 апреля 1940 года. Машина имела длину 8,76 м при размахе крыла 12,8 м. Максимальный взлетный вес составлял 4955 кг. Силовая установка представляла собой два девятицилиндровых радиальных двигателя Wright XR-1820-40/42 (винты на обоих двигателях вращались в противоположных направлениях для компенсации реактивного и обеспечения лучшей производительности) мощностью по 1200 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 616 км/ч и при дальности полета в 1800 км. Вооружение изначально состояло из двух 20-мм пушек и двух бомб массой 75 кг каждая.

Grumman XF5F Skyrocket
Grumman XF5F Skyrocket

Отличительной особенностью машины была компоновка конструкции с утопленным фюзеляжем, носовая часть которого оканчивалась посередине крыла. Это решение обеспечивало отличный обзор вперед, что было большим преимуществом  в полете. Кроме того, кабина была размещена высоко для увеличения поля обзора. Двухмоторная система обеспечивала не только лучшие характеристики и более стабильный полет, но также лучшую маневренность и лучший набор высоты.

В ходе испытаний выявились различные конструктивные недоработки, которые систематически устранялись. В ходе работ изменено вооружение на четыре 12,7-мм пулемета, немного удлинена носовая часть, опущена кабина и изменена конструкция шасси.

В сравнительных испытаниях, проведенных в 1941 году, XF5F превзошел все палубные самолеты, которые использовались ВМС США в то время, и самолеты наземного базирования,  использовавшиеся для испытаний, в том числе Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane. Однако это не означало, что истребитель был готов к эксплуатации. Работа над машиной продолжалась, а тем временем на вооружение поступил Grumman F4F Wildcat, который стал основным бортовым истребителем ВМС США до тех пор, пока на вооружение не поступил Grumman F6F Hellcat.

В итоге длительная работа привела к тому, что XF5F окончательно стал считаться испытательной машиной для решений, запланированных для истребителя XF7F-1, который наконец поступил на вооружение в 1944 году под обозначением Grumman F7F Tigercat. Единственный построенный XF5F потерпел аварию 11 декабря 1944 года, поэтому было решено программу закрыть.

Уже во время работы над XF5F USAAC объявил в 1939 году конкурс на наземный двухмоторный истребитель.  Компания  Grumman решил выставить  модифицированный вариант XF5F, получивший обозначение XP-50. Машина должна была стать преемником недавно испытанных истребителей Lockheed P-38 Lightning.

Grumman XP-50
Grumman XP-50

Полет опытного образца нового истребителя состоялся 18 февраля 1941 года. Машина во многом напоминала XF5F, но значительно отличалась более длинной носовой частью, по которой располагалась стойка переднего колеса шасси.

XP-50 имел длину 9,7 м при размахе крыла 12,8 м, а максимальная взлетная масса составляла 6530 кг. Силовая установка представляла собой два девятицилиндровых радиальных  двигателя Wright R-1820-67 / 69 мощностью 1200 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 680 км/ч при запасе хода до 2010 км. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек и двух  12,7-мм пулеметов, а под крыльями можно было нести две бомбы общим весом 100 кг.

Карьера самолета была очень короткой, так как 14 мая 1941 года XP-50 попал в аварию и был уничтожен. В этой ситуации работы над машиной были приостановлены, а   основное внимание было уделено проекту Lockheed XP-49. В конце концов, этот проект также был прекращен, и вместо нового самолета была разработана улучшенная версия P-38 Lightning.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM