Страницы истории авиации: первые попытки перехвата возвращающихся на землю космических аппаратов

Исследование космоса и использование его для шпионажа привело к довольно необычной проблеме – как безопасно доставить различные типы объектов, возвращающихся из космоса на Землю. В ответ в 1960-х годах США создали систему под названием MARS – Mid-Air Retrieval System. Как следует из названия, это была система для перехвата находящихся в воздухе объектов и их безопасного опускания на землю.

Транспортный самолет С-119 перехватывает спутник Discovery 14
Транспортный самолет С-119 перехватывает спутник Discovery 14

Система MARS была создана в ответ на проблему сбрасывания на землю различных типов транспортных средств и объектов, работающих в космосе или более высоких частях атмосферы, например, спутников-шпионов. Оснащенные дорогим и совершенно секретным оборудованием, спутники ни при каких обстоятельствах не должны были попасть в чужие руки. Кроме того, из-за специфики конструкции важно было безопасно доставить их на землю.

В случае капсул с космических кораблей американцы чаще всего использовали посадку на воду, что было относительно безопасно как для космонавтов, так и для оборудования. СССР, в свою очередь, вынуждено использовал посадку на суше, поскольку у него не было необходимого количества военно-морских единиц и систем для отслеживания объектов, возвращающихся из космоса, для использования открытых океанов.
К сожалению, не всегда удавалось точно спланировать место посадки. В таких случаях предполагалось использовать MARS. Самолеты или вертолеты, оснащенные специальными крюками, должны были перехватывать парашютирующие объекты, все еще находящиеся в воздухе, и затем лететь с ними к безопасным посадочным площадкам, где из опускали на землю.

Система MARS была впервые использована 19 августа 1960 года, когда американский транспортный самолет C-119 перехватил возвращающийся на Землю спутник-шпион Discovery 14 в рамках программы Corona под руководством DARPA. Спутник сделал серию фото и видео различных объектов в СССР, поэтому его нужно было быстро обезопасить, чтобы приобретенные материалы не попали в чужие руки.

Миссия увенчалась успехом, и система MARS стала одним из немногих американских методов доставки летающих объектов на землю. Изначально в миссиях использовались транспортные самолеты, которые были оснащены лебедками, благодаря чему захваченный ​объект после зацепления можно было подтянуть на борт.
Со временем стали использоваться и вертолеты, обладающие большей маневренностью, чем самолеты. В 2004 году вертолеты использовались для перехвата возвращающегося на землю зонда Genesis. К сожалению, операция закончилась фиаско, поскольку ни один из двух вертолетов не смог перехватить спускающийся зонд, который ударился о землю и разбился. Подвели не только экипажи вертолетов, но и парашюты, на которых спускался зонд.

Во время холодной войны система MARS несколько раз использовалась для перехвата спутников, шпионских и метеорологических аэростатов, а также беспилотных летательных аппаратов. Однако из-за высокого риска, связанного с этим типом миссий, и требование микроскопической погрешности предпочтение было отдано традиционным формам посадки.

Производной от системы MARS была система STARS – Surface-to-air recovery system, то есть система для перехвата объектов, часто также людей, на земле пролетающими над ними самолетами. Однако это тема для отдельной статьи.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM