Страницы истории авиации: первый японский тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N Renzan

Во время Второй мировой войны Япония использовала в основном одномоторные машины и несколько моделей  двухмоторных бомбардировщиков. Однако в 1942 году было принято решение о начале работ над тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком Nakajima G8N Renzan. Было построено четыре прототипа, но из-за обстановки на фронте серийное производство так и не началось, а уже  в июне 1945 года проект свернули.

Nakajima G8N Renzan
Nakajima G8N Renzan

Генезис

Основными японскими двухмоторными наземными бомбардировщиками во время Второй мировой войны были Mitsubishi G4M. Однако эти машины имели относительно небольшую дальность действия для Тихого океана и не могли поддерживать операции на островах,  находившихся на значительном удалении  от Японии. В конце 1942 года положение на фронте для Японии становилось все хуже и хуже. Таким образом, возникла потребность в новом типе тяжелых бомбардировщиков дальнего действия, способных атаковать базы США и даже Австралии.

Проанализировав предыдущие разработки, в декабре 1942 года командование японской армии обратилось к заводу Nakajima с заказом на большой бомбардировщик-торпедоносец. Согласно предположениям, самолет должен был оснащаться  четырехмоторной силовой  установкой для достижения характеристик и габаритов, аналогичных американскому Boeing B-17 Flying Fortress (японцы добыли такую ​​машину и тщательно ее испытали).

В марте 1943 г. были уточнены детали конструкции, а в мае-июне были проанализированы деревянные макеты машины. С самого начала работа над бомбардировщиком велась в строгой секретности, а сама конструкция проработана  до мельчайших деталей, но для создания наилучшего из возможных самолетов. Официальный заказ на создание опытного образца нового бомбардировщика был получен 14 сентября 1943 года. Машина тогда получила обозначение Nakajima G8N Renzan. Главным инженером, ответственным за проект, был назначен Кеничи Мацумура.

Отличный бомбардировщик-торпедоносец

Согласно предположениям, Nakajima G8N Renzan должен был быть тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком с дальностью полета 3700 км при полной бомбовой нагрузке и максимальной 7408 км, способной развивать скорость 590 км/ч. Его вооружение должно было быть достаточно мощным, чтобы обеспечить защиту от атак истребителей со всех сторон, без слепых зон.

Nakajima G8N Renzan
Nakajima G8N Renzan

Из-за желания усовершенствовать конструкцию первый прототип был построен только осенью 1944 года. Полет машины состоялся 23 октября 1944 года. Самолет имел длину 22,9 метра, размах крыла 32,5 метра и максимальную взлетную массу 32 тонны. Силовая установка представляла собой четыре  18-цилиндровых звездообразных двигателя Nakajima NK9K-L 24 Homare мощностью 2000 л.с. каждый, обеспечивающих максимальную скорость 593 км/ч и крейсерскую скорость 370 км/ч. Дальность действия в зависимости от бомбовой нагрузки составляла от 3704 до 7464 км.

Вооружение состояло из шести  20-мм пушек и четырех  13-мм пулеметов, а бомбовая или торпедная нагрузка могла достигать  до 4000 кг. Экипаж состоял из 7 человек: командир, два пилота, радист, механик, бомбардир-штурман и задний стрелок.

Первые испытания G8N прошли гладко. Несмотря на небольшие проблемы, внимательный подход к проекту оказался плюсом. Всего до середины 1945 года было построено и испытано 4 прототипа. Предполагалось, что на первом этапе производства должно было быть построено 6 опытных образцов, 10 опытных серий и 32 серийных самолета. В конечном итоге, однако, производство не удалось завершить, несмотря на то, что еще 4 машины находились на начальном этапе работы.

22 июня 1945 года проект Nakajima G8N Renzan был отменен, поскольку он потерял смысл в ситуации, в которой оказалась Япония. Машины этого типа были более наступательным оружием, а в 1945 году Японии уже требовались самолеты для защиты своих островов. Рассматривался вариант G8N2 с более мощными двигателями Mitsubishi MK9A мощностью 2200 л.с. для установки ракеты-камикадзе Yokosuka MXY7, но работы не проводились.

После капитуляции Японии американцы захватили один поврежденный прототип бомбардировщика, который после ремонта 7 декабря 1945 года вылетел в Оппаму, а затем на борт военного корабля США USS Bogue, где он прошел испытания. После их завершения машина отправилась в музей на Петтерсон Филд, но во время Корейской войны было решено списать ее из-за нехватки места в ангарах. Таким образом, история японского бомбардировщика закончилась.

Резюме

Испытания, проведенные американцами,  показали, что Nakajima G8N Renzan во многом схож  по боевым возможностям с самолетами  B-17 и B-24, но уступает B-29 Superfortress. Сама идея тяжелого четырехмоторного бомбардировщика в случае Японии была необычным решением. Эта машина должна была использоваться не для нападения на промышленные объекты и вражеские города, а для поддержки операций на островах и в море, включая нападение на корабли.

Кроме того, такой амбициозный проект бомбардировщика материально был недостижим  для Японии, которая на протяжении всей войны страдала от нехватки стратегических материалов, в том числе алюминия, необходимый для постройки бомбардировщика. Использование стали слишком сильно ухудшило  бы его  характеристики.

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM