Страницы истории авиации: Renard R.35 – самолет, опередивший время

Пассажирский самолет Renard R.35, построенный в 1938 году, по заложенным техническим решениям должен был опередить свое время. Герметичный салон, убирающееся шасси и цельнометаллическая конструкция — решения, ставшие стандартными лишь в 1940-х годах. К сожалению, при испытаниях машина была разрушена.

Renard R.35
Renard R.35 в процессе постройки

История машины восходит к 1935 году и связана с главным конструктором и соучредителем Renard Альфредом Ренаром. В то время он начал работу над проектированием пассажирского самолета с герметичным салоном для бельгийской авиакомпании SABENA. Машина должна была эксплуатироваться на маршрутах в Бельгийском Конго. Проект был основан на рекомендациях авиакомпаний. Машина получила название Renard R.35.

Самолет получил цельнометаллическую конструкцию, убирающееся шасси и три двигателя. Официальный заказ на прототип самолета был получен 3 апреля 1936 года. Ренар планировал установить двигатели Gnome-Rhône 14K мощностью по 950 л.с., но из-за их отсутствия прототип получил двигатели Gnome-Rhône 9K мощностью 750 л.с. Машина была завершена в начале 1938 года и прошла испытания.

На 1 апреля 1938 года были назначены рулежки без взлета. Журналисты, высокопоставленные лица и другие приглашенные гости собрались в аэропорту Эвере. Р.35 сделал одно руление, затем развернулся и начал второй такси. В какой-то момент самолет оторвался от земли, и пилот предпринял попытку развернуться и приземлиться. К сожалению, по неизвестным причинам машина начала пикировать и ударилась о землю.

Renard R.35
Renard R.35

В авиакатастрофе погиб пилот Гёргес Ван Дамм. Причины крушения так и не были выяснены. С потерей единственного прототипа SABENA отменила заказ. В этой ситуации Ренар также отказался от дальнейшей работы над проектом. Так закончилась история Renard R.35.

Если бы не катастрофа, вполне вероятно, что Renard R.35 поступил бы в серию (возможно, весьма ограниченную) как раз перед началом Второй мировой войны и во многих отношениях был бы одним из самых современных авиалайнеров своего времени. К сожалению, судьба проекта сложилась совсем иначе, а сам самолет был забыт.

Renard R.35 имел длину 17,5 м и размах крыла 25,5 м. Максимальный взлетный вес составлял 10 500 кг. Силовой установкой служили три девятицилиндровых двигателя Gnome-Rhône 9K мощностью по 750 л.с. каждый, обеспечивающие максимальную скорость 435 км/ч (теоретически) и крейсерскую скорость 350 км/ч. Дальность полета должна была составить около 1800 км. Салон был рассчитан на размещение 20 пассажиров или 2000 кг груза. Экипаж состоял из 3 человек — двух пилотов и радиста.

Андрей Бочкарев