Страницы истории авиации: Ryan FR Fireball – реактивно-поршневой истребитель

Прежде чем первые реактивные самолеты прошли окончательные испытания, командование ВМС США решило заказать оригинальный и необычный по конструкции истребитель с силовой установкой, состоящей из поршневого и реактивного двигателя. Машина получила обозначение Ryan FR Fireball, но ее карьера оказалась очень недолгой.

Ryan FR Fireball
Ryan FR Fireball

Первые реактивные двигатели, хотя и обеспечивали неплохие характеристики, имели один существенный недостаток – им требовалось много времени, чтобы получить необходимую для взлета мощность. Если в случае наземных машин это не было большой проблемой, в случае палубных самолетов эта особенность делала практически невозможным безопасное использование реактивных двигателей.

Поэтому в 1943 году у ВМС США возникла весьма оригинальная идея. Чтобы использовать потенциал реактивных двигателей и характеристики, которые они обеспечивают в воздухе, Ryan Aeronautical получила заказ на разработку истребителя, оснащенного традиционным поршневым двигателем в качестве основной силовой установки и дополнительным реактивным двигателем для обеспечения дополнительной скорости во время боевых действий. Это решение устранило проблему слишком медленного разгона реактивного двигателя и, как следствие, отсутствия запаса мощности, необходимого для взлета с палубы авианосца.
Работа над самолетом привела к созданию самолета, получившего обозначение Ryan FR Fireball. Первый опытный образец машины взлетел 25 июня 1944 года. Еще до того, как машина поднялась в воздух, ВМС США заказали более 700 машин этого типа.

Трудное рождение и короткая карьера

Во время первого полета прототип Fireball не имел реактивного двигателя, но он был установлен вскоре после начала испытаний. Машина показала неплохой результат, но 13 октября 1944 года во время испытаний разбился первый прототип. В результате проведенных анализов выяснилось, что конструкция машин не выдерживает нагрузок при высокоскоростных полетах. Однако до внесения исправлений по устранению обнаруженных дефектов еще два прототипа были утеряны в результате аварий 25 марта и 5 апреля 1945 года.

Реактивная силовая установка самолета Ryan FR Fireball
Реактивная силовая установка самолета Ryan FR Fireball

Чтобы решить эту проблему, конструкция крыла была усилена дополнительными заклепками, а вертикальный стабилизатор был полностью переработан. В январе 1945 года начались испытания на борту эскортного авианосца USS Charger. В течение следующих нескольких месяцев испытания были продолжены на нескольких машинах, но результаты оставляли желать лучшего.

Самолеты часто ломались, особенно передняя стойка шасси, несколько машин получили серьезные повреждения. Множество проблем вызвали и двигатели. Например, после окончания войны, 6 ноября 1945 года, один из серийных Fireballs стал первым самолетом, приземлившимся на авианосец с использованием только реактивного двигателя (поршневой двигатель перестал работать при заходе на посадку, поэтому пилот быстро запустил реактивный двигатель).

К концу Второй мировой войны было построено всего 66 единиц, и они достались только одной эскадрилье – VF-66. Машины в боевых действиях участия не принимали. С окончанием войны заказ на большее количество самолетов этого типа также был отменен, в результате чего в конечном итоге была выпущена всего 71 машина, включая прототипы и серийные самолеты.

Самолеты оставались в строю недолго, и 1 августа 1947 года все они были списаны. Большинство машин было немедленно утилизировано, а для испытаний использовались единичные экземпляры. Причиной столь быстрого вывода Fireballs из эксплуатации стало обнаружение трещин в конструкции. Оказалось, что конструкция машин слишком тонкая и не приспособлена к тягостям службы на авианосцах. До нашего времени сохранился только один Fireball, и сейчас он находится в музее “Самолеты славы” в Чино, Калифорния.

Тактико-технические данные

Ryan FR Fireball имел длину 12,2 метра и размах крыльев 12,2 метра. Максимальный взлетный вес составлял 5285 кг. Силовая установка представляла собой двигатель Wright R-1820-72W мощностью 1350 л.с. и вспомогательным реактивным двигателем General Electric J-31-GE-3 (несколько различных версий этих двигателей были испытаны на прототипах). Они обеспечивали максимальную скорость 650 км/ч с использованием обоих двигателей и 444 км / ч с использованием только поршневого двигателя. Крейсерская скорость на поршневом двигателе составляла 246 км/ч. Дальность полета с двумя дополнительными топливными баками составила 2610 км.

Посадка на палубу авианосца
Посадка самолета Ryan FR Fireball на палубу авианосца

Вооружение самолета состояло из четырех 12,7-мм пулеметов в крыльях, приспособлений для восьми 127-мм неуправляемых ракет под крыльями и двух крюков под фюзеляжем, приспособленных для несения 454-килограммовых бомб или дополнительных топливных баков.

Самолеты получили самоуплотняющиеся топливные баки, а оба двигателя были адаптированы для работы на одном и том же топливе, благодаря чему были устранены проблемы с дозаправкой. Кабина пилота была установлена ​​высоко с капельным обтекателем, обеспечивающим очень хорошую видимость.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM