Страницы истории авиации: шведский многоцелевой Saab JA37 Viggen

В середине 1950-х годов в Швеции началась работа над преемником недавно выпущенных самолетов Saab A32 Lansen и Saab J35 Draken. Результатом усилий шведских авиаконструкторов стало создание  в 1967 году многоцелевого самолета Saab JA37 Viggen. Эта машина была одной из самых успешных и оставалась на вооружении до 2005 г.

Saab JA37 Viggen
Saab JA37 Viggen

Генезис 

В 1952 году впервые полетел штурмовик Saab A32 Lansen, а годом позже начались работы над истребителем Saab J35 Draken, который поднялся в воздух в 1955 году. Эти машины были очень успешными в свое время, особенно Draken, но командование ВВС Швеции знало о быстром развитии технологий, которые приведут к появлению конкурентоспособных проектов, способных превзойти во многих отношениях шведские машины.

Поэтому уже в 1955 году была начата первая концептуальная работа над штурмовиком и истребителем нового поколения, который должен был в конечном итоге заменить Lansen и Draken. В предположениях относительно будущих самолетов Svenska Flygvapnet (ВВС Королевства Швеция), сформулированных в то же время, предполагалось, что эти машины смогут работать из временных аэропортов. Что касается летно-технических характеристик, самолеты должны были иметь возможность летать на сверхзвуковой скорости на малой высоте и преодолевать скорость 2 Маха на большей высоте, для чего требовался мощный двигатель.

На начальном этапе концептуальных работ участвовал конструктор из Финляндии Аарне Лакомаа. Подготовлено около 100 различных проектов, в том числе машины вертикального взлета и посадки. Кульминацией концептуальной работы стал 1960 год и подписание соглашения о сотрудничестве между Швецией и США. Соглашение предполагало американскую технологическую поддержку Швеции в обмен на “поддержание мира” для американских военных кораблей, особенно подводных лодок с баллистическими ракетами Polaris, действующих вблизи территориальных вод Швеции (которая все еще является нейтральной страной, не входящей в НАТО). Объем поддержки был очень большим, поэтому в декабре 1961 года было принято решение о начале работ над самолетом.

Saab JA37 Viggen
Saab JA 37 Viggen

К 1963 году была разработана полная документация на новый самолет, который получил обозначение A37 Viggen, а его первая серийная версия (истребитель-штурмовик) получила обозначение JA37. Строительство прототипа началось в 1964 году, а его полет состоялся 8 февраля 1967 года.  за штурвалом машины находился главный летчик-испытатель Saab Эрик Дальстрем, а сам полет занял 43 минуты. Всего было построено и интенсивно испытано 7 прототипов. Они показали, что Viggen очень прост в управлении и его характеристики соответствуют ожиданиям.

Хотя проектирование и строительство прототипов Viggen пошло очень быстро (в основном благодаря американской поддержке, которая еще больше снизила стоимость проекта), испытания самолета продолжались до февраля 1971 года. Это было связано с необходимостью проверки самолетов в различных ролях, от истребителей до штурмовых машин и даже радиоэлектронной борьбы.

Первые из 329 произведенных Viggens поступили в боевые части в июле 1971 года. Стоимость одной машины оценивалась примерно в 2 миллиона долларов (сейчас около 15 миллионов долларов). В процессе производства было разработано несколько специализированных версий этих машин, предназначенных для решения различных задач. Самым важным из них был AJ37, одноместный истребитель-штурмовик, приспособленный для борьбы с наземными целями. В  этой версии всего было построено 108 самолетов.

В 1970 году на базе SK37 был разработан  двухместный учебный вариант. Всего было выпущено 17 самолетов этого варианта (первый полет состоялся 2 июля 1970 г.). Другая модель, SF37, была одноместным самолетом-фотографом-разведчиком, разработанным в 1973 году. Было построено 28 экземпляров. Вариант SH37 также был разработан на базе версии SF37 – морского разведывательно-штурмового самолета, выпущенного в количестве 27 экземпляров. Последним из базовых вариантов Viggen является JA37, одноместный перехватчик, разработанный в 1974 году. Машину дополнительно адаптировали для атаки наземных целей. Всего было построено 149 экземпляров этой версии.

Viggens, несмотря на попытки Saab, не вызвали интереса у других армий, поэтому они не экспортировались. Основной причиной неудач на международном рынке, вероятно, была сильная конкуренция со стороны преимущественно американских машин.

Стремясь сохранить боевые возможности шведской авиации, в 1980-х годах началась работа над преемником Viggen, которым впоследствии стал Saab JAS39 Gripen. Однако до того, как машина была введена в эксплуатацию, в 1990-х годах была начата программа модернизации всех версий Viggen. Шведский многоцелевой истребитель по многим параметрам не уступал американским, но во всем превосходил советские истребители, особенно в надежности. Но, поскольку, на экспорт он не поступал, а боевых действий между СССР и Швецией не велось, то шанса проверить это в условиях реального боя не представилось.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM