Страницы истории авиации: советская реактивная летающая лодка Бе-42 (A-40 Альбатрос)

В 1980-х годах в СССР начались работы по созданию нового типа летающих лодок с реактивными двигателями. Эти самолеты должны были действовать как разведывательно-спасательные машины, а также как бомбардировщики и противолодочные самолеты (ZOP). Был построен один прототип  Бе-42 (A-40 Альбатрос), после чего программа была закрыта.

Летающая лодка Бериева А-40 Альбатрос
Летающая лодка Бериева А-40 Альбатрос

Генезис

В 80-е годы изношенные летающие лодки Бериева  Бе-12 уже не могли выполнять все возложенные на них задачи. Поэтому советские власти поручили инженерам КБ Бериева приступить к работам над новым самолетом-амфибией. На этот раз было решено построить машину совершенно другой конструкции, чем раньше. Самая большая разница заключалась в использовании в качестве силовой установки реактивные двигатели, что довольно необычно и редко встречается на таком типе самолетов.

Работы над самолетом начались в середине 1980-х, и возглавил Алексей Кирилович Константинов. С самого начала планировалось построить относительно большой самолет, способный брать на борт значительную нагрузку. Благодаря этому машина должна была выполнять широкий спектр задач – от спасательных и патрульных до противолодочных и даже в качестве штурмовика по уничтожению надводных целей. Со временем было решено подготовить и версию самолета, приспособленную для тушения пожаров.

Летающая лодка Бериева А-40 Альбатрос
Летающая лодка Бериева А-40 Альбатрос

Опытный образец машины был завершен в 1986 году, а его полет состоялся 8 декабря. После серии испытаний, проведенных на наземных аэропортах, 4 ноября 1987 года самолет впервые взлетел с воды. Первоначально для испытаний использовалась одна машина, но тогда же был построен второй прототип. Распад СССР означал, что проект пришлось свернуть по финансовым причинам. Второй прототип  был завершен всего на 70 процентов.

Единственный  построенный экземпляр  летающей лодки, получивший обозначение «Бериев А-40 Альбатрос», использовался для исследовательских задач, и со временем его  название было изменено на «Бериев Бе-42». В то же время машина должна была быть адаптирована для выполнения спасательных работ, в первую очередь, для работы вдали от собственных баз. Однако в 1993 году этот проект был приостановлен. Официально проект А-40 / Бе-42 продолжался до 2012 года (хотя ранее была разработана и принята на вооружение более новая машина, получившая название «Бериев Бе -200»).

Бериев А-40 Альбатрос
Бериев А-40 Альбатрос

Поскольку история с Бе-42 на этом, казалось, подошла к концу, в 2014 году российские власти заявили, что рассматривают возможность возобновления производства этих самолетов. Официально 3 марта 2016 года командующий морской авиацией Черноморского флота полковник Геннадий Загонов объявил, что к 2020 году планируется заменить все находящиеся в эксплуатации  машины Бе-12 на новые Бериевские амфибии Бе-42. В 2018 году появилась информация о начале проектных работ, целью которых является подготовка новой версии Бе-42, адаптированной к современным стандартам и производственным возможностям. Однако неизвестно, будут ли соблюдены предполагаемые сроки и действительно ли Бе-42 поступит на вооружение, или же их значительно модернизированные версии,  в создании которых использован опыт эксплуатации Бе-200.

«Бериев Бе-42» имеет длину 43,8 м, размах крыла 41,6 м и максимальную взлетную массу 86 000 кг. Он оснащен двумя двигателями Соловьева Д-30КПВ и двумя стартовыми двигателями Колосова РД-36-35. Они обеспечивают максимальную скорость 800 км/ч и запас хода до 4100 км.

Военная версия Бе-42 могла нести гидроакустические буи, глубинные бомбы и морские мины, а также 3 торпеды или от 4 до 6 противокорабельных ракет общим весом до 6500 кг. Экипаж – 8 человек.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM