Страницы истории авиации: Ту-123 первый советский беспилотный самолет-разведчик

С развитием зенитных систем на рубеже 1950-х и 1960-х годов использование разведывательных самолетов для их экипажей становилось все более рискованным. Поэтому в СССР начали разрабатываться специальные разведывательные беспилотники, а одним из первых был Ту-123 “Ястреб”.

Ту-123 "Ястреб"
Ту-123 “Ястреб”

В 1950-х годах происходило быстрое развитие как авиационной техники, так и зенитной техники. Вскоре выяснилось, что используемые до сих пор разведывательные самолеты становились легкой мишенью из-за их относительно низкой скорости. Техника высотной и спутниковой разведки только развивалась, но ракетная техника открыла много новых возможностей.

Туполев Ту-123

В 1960 году на заводе Туполева в СССР начались работы по оригинальной конструкции беспилотного сверхзвукового летательного аппарата-разведчика. Конструкция получила обозначение ДБР-1, которое впоследствии было изменено на Ту-123. Работа над машиной была официально начата 16 августа 1960 года, вскоре после первого полета опытного образца, заводские испытания которого длились до сентября 1961 года, а летные испытания завершились в сентябре 1963 года. Ту-123 официально принят на вооружение 23 мая 1964 года.

Ту-123 “Ястреб”, как называлась машина, имел длину 27,8 м и размах крыла 8,4 м. Взлетная масса – 35 610 кг (!). Силовой установкой служил реактивный двигатель КП-15, который представлял собой упрощенную версию двигателя, используемого в МиГ-25. Он обеспечивал максимальную скорость 2700 км/ч и дальность полета 3200 км, а максимальная высота полета составляла 22 800 м. Кроме того, запуск обеспечивался ракетными двигателями системы JATO, которые должны были облегчить быстрый старт. Пусковая установка и летательный аппарат транспортировались к месту назначения на тягаче МАЗ-535 или его опытных модификациях (МАЗ-536 и МАЗ-537).

Беспилотный дрон был оснащен тремя камерами AFA-54, одной панорамной камерой, системой охлаждения и вентиляции, доплеровской навигационной станцией и системой автопилота, управляющей аппаратом. План полета готовился перед взлетом и беспилотник выполнял весь полет на автопилоте по запланированному маршруту. Только после возвращения в зону взлета контроль над ней перешла к наземной станции наведения, которая и выполнила операцию посадки.

Формально Ту-123 был машиной многоразового использования. Перед посадкой носовая часть с разведывательной аппаратурой и пленками откидывалась назад, отделялась и спускалась на парашюте. Сама машина после выключения двигателей так же приземлялась на парашюте. На практике повреждения, полученные беспилотником при посадке, часто делали его непригодным к дальнейшему использованию.
К 1972 году было построено 52 машины этого типа. Все они были размещены в западной части Советского Союза, откуда должны были вести разведку над Западной Европой. С принятием на вооружение самолета-разведчика МиГ-25Р Ту-123 начали снимать с вооружения. Самым большим недостатком БПЛА была система управления, которая не позволяла корректировать маршрут полета после начала миссии.

Беспилотник, лишенный каких-либо систем защиты, также был довольно легко обнаружен благодаря своим размерам. От ПВО его защищали только скорость и высота. Исходя из опыта его эксплуатации, в СССР было разработано еще несколько подобных конструкций.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM