Страницы истории авиации: Ту-126 – первый советский самолет раннего обнаружения

В конце 1950-х годов в СССР начались работы по самолету дальнего радиолокационного обнаружения, который должен был повысить возможности обнаружения самолетов и кораблей противника, а также помочь в наведении собственной авиации на цели. Результатом работы стал Ту-126,  разработанный в КБ Туполева, первая машина такого типа в СССР.

Ту-126 - первый советский самолет раннего обнаружения
Ту-126 – первый советский самолет раннего обнаружения

Первый советский самолет дальнего радиолокационного обнаружения

Работы по Ту-126 начались в 1958 году. В связи с тем, что машина должна была быть носителем системы «Лиана», необходимо было выбрать самолет, на котором разместились бы все приборы и станции, входящие в систему. Первоначально рассматривалось использование перестроенного фюзеляжа Ту-95М или Ту-116 (прототип пассажирского самолета на базе Ту-95), но у  обоих  самолетов был слишком узкий фюзеляж для такой цели.

В конечном итоге выбор пал на пассажирский самолет Ту-114. Самолет имел просторный пассажирский салон, который после снятия лишнего оборудования легко подходил для установки  стендов системы «Лиана». Работа над прототипом продолжалась до 1961 года. От более поздних серийных машин опытный экземпляр отличался отсутствием средств дозаправки в воздухе.

Ту-114 - пассажирский самолет, послуживший основой для Ту-126
Ту-114 – пассажирский самолет, послуживший основой для Ту-126

Полет опытного Ту-126 состоялся 23 января 1962 года. Испытания самого самолета прошли успешно, хотя результаты испытаний системы «Лиана» были не столь удовлетворительными. Пропеллеры, вращающиеся в противоположных направлениях, создавали помехи, которые снижали эффективность системы, а радар, установленный на борту самолета, с большим трудом обнаруживал самолеты, летящие низко над землей.

Несмотря на проблемы, осенью 1963 года было принято решение о запуске серийного производства. Первоначально планировалась постройка 18 машин, но в итоге военным пришлось ограничиться  8 серийными экземплярами (2 в 1965 г. и по 3 в 1966 и 1967 гг.) и одним прототипом. В некоторых источниках упоминается и второй прототип, а всего серийных машин 10.

Все Ту-126 дислоцировались на базе Шяуляй в Литве и использовались в основном в Атлантике и на западной границе СССР. В ходе эксплуатации выяснилось, что система «Лиана» не только имеет проблемы с обнаружением самолетов над сушей, но и не способна обнаруживать средние боевые корабли с достаточно большого расстояния. Система была способна обнаруживать малые самолеты на расстоянии 100 км, крупные — на расстоянии 300 км, а крупные морские объекты — на расстоянии около 400 км.

Ту-126 использовался до 1980-х годов, а последний был снят с вооружения в 1984 году. В строевых частях их заменили самолеты Бериев А-50, построенные на базе  Ил-76 Ильюшина. Эти самолеты остаются в строю по настоящее время.

Конструкция

Как упомянуто выше, Ту-126 создан на базе пассажирского Ту-114. Поэтому машина сохранила общий вид фюзеляжа от  своего прототипа. Самолет имел длину 55,2 метра и размах крыла 51,2 метра. В качестве силовых установок  использовались 4 турбовинтовых двигателя НК-12МВт мощностью 15 000 кв. Они обеспечивали максимальную скорость около 850 км/ч и крейсерскую скорость около 650 км/ч. Дальность полета составляла 12 550 км, но самолеты были оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Антенна системы «Лиана» располагалась во вращающемся обтекателе диаметром 11 м, размещенном на пилоне на фюзеляже за крыльями. Самолет не имел никакого вооружения.

Экипаж состоял из двух бригад по 12 человек. В состав каждой бригады входили 2 пилота, 2 оператора противорадарных пассивных и активных систем, радист, офицер наведения, бортинженер, 3 оператора системы «Лиана», инженер наладки и оператор радиооборудования. Пока один экипаж работал, другой мог отдыхать в специальной кабине с кроватями.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM