Страницы истории авиации: Westland Wyvern – неудачный опыт создания палубного турбовинтового штурмовика

Британская палубная авиация во время Второй мировой войны выглядела не слишком впечатляюще с технической  точки зрения. Лишь по окончании войны и в первые годы после ее окончания многие современные боевые машины, выпущенные небольшими сериями, были введены в строй. Одним из них была Westlant Wyvern.

Westlant Wyvern
Westland Wyvern

Генезис

Во время Второй мировой войны англичане вели работы над новыми палубными самолетами в ограниченном объеме. Однако это не означало, что не было никаких концепций и планов для таких машин, которые должны были быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. Одним из таких проектов стал палубный штурмовик с расположенным за кабиной двигателя двигателем (по аналогии с истребителем Bell P-39 Aircobra) разработки Westland Aircraft. Благодаря этому у пилота должна была быть лучшая видимость вперед.

Westland Wyvern

В 1944 году британское министерство авиации подготовило спецификацию N 11/44, которая должна была разрешить реализацию проекта завода в Вестленде. По предварительным предположениям, машина должна была получить 24-цилиндровый двигатель Rolls-Royce Eagle 22. Однако в ходе проектных работ концепция изменилась, и двигатель был оставлен за пилотом, так как это решение порождало слишком много технических проблем  (в основном из-за расположения вала под сиденьем пилота).

Westland Wyvern
Westland Wyvern

Длительная концептуальная работа привела к тому, что строительство прототипа началось после окончания Второй мировой войны. Машина получила обозначение W.34 и ее планировалось вооружить четырьмя  20-мм пушками, а под фюзеляжем и крыльями должны были устанавливаться подвесы для бомб, ракет и торпед.

 Westland Wyvern и его краткая история

Первый прототип нового самолета взлетел 16 декабря 1946 года под управлением летчика-испытателя Харальда Пенроуза. Из-за использования новых винтов встречного вращения испытания машины проходили относительно медленно, и 15 октября 1947 года произошла авария, в которой прототип был разрушен. Однако на тот момент уже было доступно больше опытных образцов, испытания которых были продолжены.

Однако проект все время сталкивался с проблемами, из-за которых испытания затягивались. Компания Rolls-Royce завершила разработку двигателя Eagle, что заставило инженеров Westland найти новые силовые агрегаты, подходящие для построенных ими самолетов. Выбор пал на едва появившиеся, но перспективные турбовинтовые двигатели. Для испытаний были выбраны двигатели Rolls-Royce Clyde и Armstrong Siddeley Python.

После того как прототипы были адаптированы к новым силовым агрегатам, опытный образец с двигателем Clyde поднялся в воздух 18 января 1949 года, а с двигателем  Python – 22 марта. Однако компания Rolls-Royce отказалась от разработки двигателя Clyde вскоре после начала испытаний, поэтому, отчасти по необходимости, новый самолет, получивший обозначение Westland Wyvern, должен был использовать двигатель Python. Здесь стоит добавить, что прототип с двигателем Python также был оборудован креслом-катапультой.

Westlant Wyvern
Westland Wyvern

21 июня 1950 года прошли первые испытания Wyvern на авианосце. Однако из-за многочисленных конструктивных недостатков испытания машины снова затянулись. Но уже  1952 году было решено, что самолет готов к серийному производству. Несмотря на это, командование авиации не было полностью уверено в готовности машины и рекомендовало дальнейшие  тесты, но с использованием большего количества самолетов.

Наконец, только в 1953 году Westland Wyvern официально начали поставлять в подразделения морской авиации, первоначально дислоцированные на суше. Всего было выпущено 124 самолета, которые либо использовались для испытаний, либо поступили в боевые части. Кроме того, были готовы 3 прототипа, адаптированные под двигатели Eagle, которые не были закончены.

В базовой версии, выпущенной в наибольшем количестве и получившей обозначение Westland Wyvern S.4, самолет имел длину 12,8 м, размах крыла 13,4 м и максимальную взлетную массу 9616 кг. Он был оснащен турбовинтовым двигателем Armstrong Siddeley Python мощностью 3560 л.с., который приводил в действие два четырехлопастных винта встречного вращения. Максимальная скорость составляла 616 км/ч, а запас хода – 1465 км. Вооружение состояло из четырех 20-мм британских пушек Hispano Mk.V в крыльях, кроме того, на крюках под фюзеляжем и крыльями можно было нести одну торпеду, или 16 неуправляемых ракет, или до 1361 кг бомб.

Служба Wyvern  была очень короткой, и их единственной боевой задачей было участие в операции «Мушкетер», британо-французской интервенции в Египте во время Суэцкого кризиса 1956 года. За это время машины с авианосца HMS Eagle провели 79 операций над Египтом, в результате чего два самолета были потеряны от зенитного огня. В обоих случаях пилоты благополучно катапультировались над морем.

Westland Wyvern
Westland Wyvern

Многочисленные технические проблемы, катастрофы и аварии привели к тому, что в 1958 году было принято решение о снятии с эксплуатации Wyvern. Всего за всю историю этих машин было 68 аварий, в результате которых было потеряно 39 машин и погибли 13 летчиков. К этому следует добавить две машины, потерянные в ходе боевых действий.

У Westland Wyvern оказалась не очень удачная конструкция, в основном из-за используемой силовой установки. К тому же эта машина строилась параллельно с появлением первых реактивных самолетов, которые очень хорошо себя зарекомендовали на авианосцах. До наших дней сохранилась только одна Wyvern – прототип с двигателем  Eagle, который сейчас находится в Музее авиации флота в Йовилтоне, Великобритания.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM