Страницы истории авиации: забытый Beardmore Inf flexible

Имеющий размах крыла целых 48 метров Beardmore Inf flexible, также известный как Rohrbach Ro VI, был одним из самых больших самолетов в мире в свое время, хотя мало кто о нем когда-либо слышал. После нескольких полетов машину разобрали, а затем отправили на слом.

Beardmore Inf flexible
Beardmore Inf flexible

История самолета началась в 1920-х годах, но чтобы узнать ее, нужно вернуться в 1914 год и к личности Адольфа Карла Рорбраха, немецкого авиаконструктора. Во время Первой мировой войны он занимался проектированием дирижаблей и тяжелых бомбардировщиков, разработал технологию использования металла (алюминия) в авиастроении, участвовал в создании машин конструкции типа полумонокок.

После войны, из-за ограничений, наложенных на Германию, дальнейшие работы над такими амбициозными конструкциями были очень ограничены. Поэтому компании Rohrbrach пришла в голову идея создать международное предприятие Rohrbach Metall-Flugzeugbau GmbH / Rohrbach Metal Aircraft, Ltd в Берлине, которое занималось проектированием самолетов, а их строительство велось на заводе в Дании. Иногда оно также передавало проекты на аутсорсинг другим компаниям.

В 1923 году в Великобритании цельнометаллическими самолетами заинтересовалось Министерство авиации. Затем была выпущена ТУ 18/23, предполагающая создание экспериментального цельнометаллического транспортного самолета. Затем изготовление прототипа такой машины было поручено компании William Beardmore & Company, Ltd из Шотландии.

Заводы компании Beardmore имели большой опыт как в авиастроении, так и в использовании металлических конструкций, но не в одном проекте. Поэтому представители компании связались с Rohrbrach, чтобы включить ее в работу. Чертежи самолета были подготовлены в Германии в соответствии с британскими спецификациями, и в 1924 году он был продан британской компании.

Затем конструкцию немного скорректировали на заводе в Beardmore, и в 1925 году началась сборка прототипа. Работа шла очень медленно из-за задержек с поставкой запчастей. В конце концов, самолет, получивший обозначение Beardmore Inf flexible, был построен в середине 1927 года, а затем… разобран, чтобы морем перевезти из Глазго в Ипсвич. Затем его демонтировали еще более детально, чтобы доставить по суше на аэродром Мартлшем-Хит для летных испытаний.

Еще одна проблема возникла при сборке самолета. Ни в одном из ангаров аэропорта не было ворот, достаточно широких, чтобы в них мог разместиться Inf flexible. Поэтому была разработана специальная тележка, на которую устанавливали самолет, чтобы боком затягивать его в ангар. Сборка была завершена в январе 1928 года и начались наземные испытания.

Beardmore Inf flexible
Beardmore Inf flexible

Первый полет Inf flexible состоялся 5 марта 1928 года под управлением Джека Ноукса. Он длился 15 минут и прошел гладко. В последующие месяцы были проведены дальнейшие испытательные полеты, которые начали выявлять недостатки конструкции самолета, в том числе слишком слабую силовую установку и вибрации конструкции. Пролетев в общей сложности 47 часов 55 минут, Beardmore Inf flexible разрушился в январе 1930 года. Некоторые элементы конструкции хранились или использовались для других целей, а некоторые оставили для изучения влияния погодных условий на коррозию. В конечном итоге в 1931 году все эти элементы были списаны.

Карьера Beardmore Inf flexible была очень короткой по сравнению с длительным периодом работы над ней. В свое время это был самый большой самолет в мире по размаху крыла. Слишком слабые двигатели и в целом экспериментальный характер конструкции привели к тому, что проект быстро закончился. Все, что от него осталось, – это одно из огромных колес основных шасси, которое хранится в Музее науки в Лондоне. Вскоре после завершения проекта обе компании, участвовавшие в создании машины, подверглись реорганизации. Beardmore отказался от авиационных проектов, а Rohrbach объединился с другой компанией.

Beardmore Inf flexible имел длину 23 метра, размах крыла 48 метров и максимальную взлетную массу 16,7 тонны. Силовой установкой служили три 12-цилиндровых двигателя Rolls-Royce Condor II мощностью по 650 л.с. каждый, обеспечивающие максимальную скорость 175 км / ч. По имеющейся информации, в просторном фюзеляже могли разместиться 22 пассажира, что для тех лет было настоящим достижением. Самолет имел металлическую конструкцию из алюминия – каркас и обшивку, а также не убираемое шасси.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM