fbpx

В конце 1940-х годов компания Convair начала работу над новой типичной летающей лодкой ВМС США, оснащенной турбовинтовыми двигателями. В итоге было построено 13 машин, получивших обозначение Convair XP5Y-1 и R3Y Tradewind, и всего через два года эксплуатации они были списаны и утилизированы из-за проблем с силовой установкой.

Convair R3Y Tradewind
Convair R3Y Tradewind

В 1945 году Convair получила заказ на разработку новой сверхмощной летающей лодки с турбовинтовым приводом. В качестве силовой установки были выбраны двигатели Allison T-40 с парными винтами встречного вращения. Заказ на два прототипа такой машины был официально размещен 27 мая 1946 года.

Первый прототип взлетел 18 апреля 1950 года и получил обозначение Convair XP5Y-1. После серии испытаний командование ВМС США отказалось от дальнейших работ над машиной, посчитав, что лучшим решением будет создание пассажирской транспортной машины без вооружения, а не патрульной. Построенные прототипы использовались для проверки общей концепции, при этом одна из машин разбилась (как позже выяснилось из-за проблем с двигателями).

25 февраля 1954 года прошли испытания опытного образца транспортной летающей лодки Convair R3Y-1 Tradewind. Машина существенно отличалась конструкцией фюзеляжа от патрульной версии. Все вооружение было снято, добавлена ​​дополнительная грузовая дверь большего размера, а двигатели были заменены на более новые Т40-А-10. В пассажирской версии также добавлены звукопоглощающая обивка в салоне и кондиционер.

Самолет имел длину 42,2 метра, размах крыла 44,4 метра, а его максимальная взлетная масса составляла 74 800 кг. Он был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison T40-A-10 мощностью по 5100 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 624 км/ч и дальность полета 4482 км. В пассажирском варианте машина могла брать на борт 103 человека, а в транспортном – 24 тонны груза. Предполагалось, что медицинская версия сможет перевозить на носилках 92 раненых.

Convair R3Y Tradewind
Convair R3Y Tradewind

После серии испытаний началось производство дополнительных машин. В конечном итоге помимо двух прототипов XP5Y, было построено 6 машин в версии R3Y-1, адаптированных для перевозки солдат, и, кроме того, они могли использоваться в качестве воздушных заправщиков, а также 5 машин в версии R3Y-2, оснащенных подъемной носовой частью, позволяющей загружать более крупные грузы и транспортные средства.

По предположениям, вариант R3Y-2 должен был использоваться в качестве десантных самолетов, но из-за проблем с остойчивостью при погрузке и разгрузке их переоборудовали в летающие топливозаправщики. Эксплуатация всех построенных машин не увенчалась успехом, поскольку новые турбовинтовые двигатели вызывали множество технических проблем. Уже в 1958 году, всего через два года после официального ввода машин в эксплуатацию, все они были списаны, что положило конец их очень короткой истории.

Андрей Бочкарев