Хотя Gloster Gladiator стал основным британским истребителем в середине 1930-х годов, его место мог занять малоизвестный и очень оригинальный Bristol Type 133 (R-10). Несмотря на многообещающие возможности, машина так и не поступила в серийное производство, а единственный экземпляр был утерян в результате авиакатастрофы.
Подготовленная в 1931 году британским министерством авиации спецификация F.7/30 предполагала создание истребителя, способного развивать скорость до 400 км/ч и вооруженного четырьмя пулеметами. Несколько производителей, в том числе Bristol Airplane Company, начали работу над такими самолетами. Первым подготовленным проектом стал Bristol Type 123.
Самолет имел бипланную компоновку и оснащался двенадцатицилиндровым двигателем Rolls-Royce Goshawk III мощностью 695 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 378 км ч. Истребитель (так и не получивший вооружений) имел длину 7,67 м, размах крыла 9 м и максимальную взлетную массу 2150 кг. Первый полет на нем состоялся 12 июня 1934 года, но вскоре выяснилось, что конструкция имеет много недостатков, и дальнейшие работы были прекращены.
Еще до того, как машина взлетела, инженеры завода в Бристоле решили начать работу над вторым истребителем, оснащенным более зарекомендовавшим себя девятицилиндровым двигателем Bristol Mercury VIS.2 мощностью 640 л.с. Работа над машиной, получившей обозначение Bristol Type 133, проводилась командой под руководством Фрэнка Барнуэлла.
Самолет (получивший временное обозначение R-10) был построен одновременно с Type 123 и впервые поднялся в воздух 8 июня 1934 года. Тогда за штурвалом находился Сирил Ювинс. Машина имела длину 8,5 м при размахе крыла 11,9 м, а максимальная взлетная масса также составляла 2150 кг. Установленный двигатель обеспечивал максимальную скорость 418 км/ч. Вооружение состояло из четырех 7,7-мм пулеметов – два в крыльях и два в фюзеляже.
bСамолет имел металлическую конструкцию и был покрыт алюминиевыми листами (рулевые поверхности – брезентом). Важно отметить, что это был низкоплан, в отличие от большинства машин, построенных по спецификации F.7/30. Шасси использовалось убирающееся, но кабина была открытой. В ходе испытаний, проведенных в последующие месяцы, прототип претерпел множество модификаций. Изменена форма киля, изменены многие детали конструкции и оборудования, установлен обтекатель кабины.
Тип 133 был многообещающей конструкцией, но во время испытаний постоянно сталкивался с более или менее крупными проблемами. 8 марта 1935 года во время одного из испытательных полетов машина ушла в плоский штопор. Когда пилот решил, что не может спасти самолет, он спрыгнул с парашютом, спасая свою жизнь. Единственный прототип Type 133 разбился, что привело к закрытию проекта.
Основной причиной прекращения работ над машиной стала разработка успешного Gloster Gladiator и продолжающаяся работа над истребителем Hawker Hurricane. В этой ситуации шансы на успех бристольского проекта были минимальны. В конечном итоге именно Gloster Gladiator поступил на вооружение и в серийное производство.
Андрей Бочкарев