Страницы истории авиации: забытый Kreutzer Air Coach K-5

Kreutzer Air Coach K-5

Период между 1920-ми и 1930-ми годами часто называют золотым веком авиации главным образом потому, что любой мечтающий о небе могли легко попробовать свои силы, будь то летчики или конструкторы. В 1928 году Йозеф Крейцер основал компанию, которая произвела более десятка самолетов Kreutzer Air Coach. Одна из машин этого типа сохранилась до наших дней.

Kreutzer Air Coach K-5
Kreutzer Air Coach K-5

Йозеф Крейцер основал корпорацию Joseph Kreutzer Corporation в 1928 году. Первоначально он вел деятельность в Лос-Анджелесе, затем переехал в Кловер Филд в Санта-Монике, Калифорния, в 1929 году, где он приобрел бывший авиационный завод Баха. Среди сотрудников компании были конструкторы Лоуренс Браун и Альбин Петерсон. В их портфеле разработок была, среди прочего, конструкция самолета Brown-Mercury C-2.

Вскоре после основания компании началась работа над первым самолетом, получившим обозначение Kreutzer Air Coach K-1. Машина по схеме высокоплана оснащалась не убираемое шасси и тремя двигателями. На борту было место для 4 человек, а силовая установка состояла из трех двигателей Velie мощностью 65 л.с. каждый. Первый полет состоялся 5 декабря 1928 года. В процессе эксплуатации с него сняли два двигателя под крыльями, а центральный двигатель на фюзеляже заменили на более мощный двигатель J6-9 мощностью 330 л.с., приспособив машину к сельскохозяйственным задачам. Однако в 1936 году К-1 попал в аварию.

Kreutzer Air Coach K-5
Kreutzer Air Coach K-5

Уже в 1929 году была разработана другая модель – К-2, со слегка удлиненным фюзеляжем, позволяющим перевозить 6 человек. Изменилась и силовая установка – ей стал двигатель LeBlond мощностью 90 л.с. и два двигателя LeBlond мощностью 60 л.с. Всего было построено 4 экземпляра. Затем была создана версия К-3 с тремя двигателями по 90 л.с. Было построено два экземпляра и две старые машины были модернизированы до нового стандарта.

Версия К-4 так и не была построена, но в 1929 году была создана версия К-5. Она имела те же размеры, что и К-2 и К-3, но оснащалась тремя пятицилиндровыми двигателями Kinner K-5 мощностью 100 л.с. каждый. В этой версии было построено восемь машин, кроме того, одна К-3 доведена до того же стандарта.

Kreutzer Air Coach K-5 имел длину 10,2 м при размахе крыла 14,9 м, а максимальная взлетная масса составляла 2011 кг. Он был оснащен тремя пятицилиндровыми двигателями Kinner K-5 мощностью 100 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 210 км/ч и крейсерскую скорость 180 км/ч. Дальность полета достигала около 840 км. Помимо двух членов экипажа, машина могла перевозить до 4 пассажиров.

Kreutzer Air Coach K-5
Kreutzer Air Coach K-5

Самолеты Kreutzer Air Coach в основном использовались в качестве небольших пассажирских авиалайнеров на рейсах Navajo Airways и Wedell-Williams Air Service. Часть машин попала в частные руки и использовалась так же, как и современные легкие самолеты. По крайней мере, один экземпляр отправился в Мексику. Это был К-2, перестроенный до стандарта К-3, а затем до стандарта К-5. Самолет долгие годы использовался как грузо-пассажирский, после чего был выведен из эксплуатации и брошен на произвол судьбы в одном из аэропортов.

Спустя годы его нашли и доставили по суше в США, отреставрировав до летающего состояния. Самолет до сих пор является частью экспонатов частной коллекции Golden Wings Air Museum и находится в летном состоянии.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM