Эксплуатация австралийских самолетов GA8 временно приостановлена

Стрессовое состояние пилотов и его влияние на принятие решений

Новое исследование, проведенное Абердинским университетом в Шотландии, показало, что пилоты GA не считают стресс серьезной угрозой безопасности полетов, как и некоторые другие факторы, например погоду. По словам исследователей, это противоречит рекомендациям органов безопасности полетов, в которых говорится, что состояние стресса представляет угрозу. Команда исследователей из университетской группы прикладной психологии и человеческого фактора (APHF) поставила перед собой задачу изучить восприятие риска пилотами GA и его влияние на решения о взлете – в частности, вопрос о том, может ли вылет выполняться правильно и безопасно.
Исследование, опубликованное в журнале Aviation Psychology and Applied Human Factors, показало, что пилоты GA часто отправляются в полет в состоянии стресса или с отсутствующим оборудованием, таким как контрольный список или солнцезащитные очки. Однако они делают это реже при заболеваниях, с неисправным индикатором скорости или поврежденным ремнем безопасности.
Один из ученых, работавших над проектом, пояснил: “Идея исследования заключалась в том, чтобы установить, рассматривают ли пилоты GA все различные категории рисков как одинаково опасные, или же определенные риски с большей вероятностью могут быть проигнорированы. Когда дело доходит до принятия решений, пилоты GA сталкиваются с совершенно другими проблемами, чем их коллеги в коммерческой авиации. Такие исследования необходимы для решения конкретных задач GA, чтобы мы могли лучше понять потенциальные области интересов в будущих программах безопасности и обучения”.
Команда исследователей предложила 101 пилоту серию из 12 сценариев полета в четырех состояниях: связанных со здоровьем (нервный, уставший или больной пилот), опасностями окружающей среды (шторм, лед, ветер), неисправным оборудованием (двигатель, шум, ASI) или отсутствующими компонентами на борту (контрольный список, солнцезащитные очки, ремни). Затем пилотов опросили, как они будут действовать в каждом сценарии, с просьбой обосновать свой ответ.
Обоснование решений показывает, что, хотя пилоты дают себе отчет о рисках, связанных состоянием болезни или усталости, они считали полет средством снятия стресса, поэтому они с меньшей вероятностью из-за этого отменили бы рейс. И это несмотря на рекомендации авиационных регулирующих органов, таких как FAA, о том, что стресс может потенциально поставить под угрозу безопасное выполнение полета.
“Пилоты авиации общего назначения, как правило, заботятся о безопасности, но не считают все риски равными, поэтому важно подчеркнуть потенциальное влияние стресса на безопасность полетов в будущем, чтобы побудить пилотов учитывать связанные с этим риски”, — подчеркнули исследователи.
К сожалению, в исследовании не приводятся данные по категориям авиации общего назначения – деловая, частная или медицинская. Наши аналитики предполагают, что опрос проводился в основном среди частных пилотов, выполняющих полеты в личных целях или по найму частных лиц на небольших поршневых самолетах. Основанием для такого предположения является щепетильное отношение компании Cofrance Sarl ко всем факторам безопасности, включая состояние пилотов.
Андрей Бочкарев