Стюардессы: прошлое и настоящее «небесной красоты»

Стандартные требования к внешности бортпроводниц во многих авиакомпаниях – главная причина отказов потенциальным сотрудницам. Так было раньше… Что изменилось за десятилетия?

Время перемен

«Стандарты красоты». Так их ещё называют сами стюардессы. Это – требования, которые предъявляются авиационными компаниями, при наборе сотрудников на должности бортпроводников. И нередко – в первую очередь такие стандарты имеют отношение к представительницам прекрасного пола.

Нельзя сегодня заявить, что, к примеру, в США, требования к внешнему виду мужчин – стюардов и женщин – стюардесс, будут существенно различаться. Ведь где-то подобное могут расценить и как проявление дискриминации.

Хотя, согласно закону, руководители авиакомпаний вправе решать – как должны выглядеть их сотрудники, исходя из собственного мнения. Но, если в подобной ситуации, на территории практически любого из пятидесяти штатов, могут возникать различные вопросы, дискуссии, инциденты и даже судебные разбирательства (были случаи).

То, если мы посмотрим на какую-нибудь авиакомпанию, базирующуюся, скажем, в странах Африки, или Ближнего Востока, – дело будет обстоять иначе. А именно – «нормы» внешнего вида стюардесс и стюардов могут значительно отличаться. И контролироваться их работодателем намного строже.

Хотя не стоит думать, что в странах Европы и Америки ситуация так уж «либеральна». А по мнению Кэтрин Легрейв, – известного фотографа и журналиста, «стандартные требования к внешнему виду стюардесс просто-таки застряли в прошлом. Они очень медленно менялись с 1950-х годов. И сейчас – крайне консервативны, во многих странах».

«Сегодня многие, ранее жёстко и неукоснительно соблюдавшиеся правила, например, в отношении макияжа, причёски и т.д., стюардессы – пережиток прошлого. Но впереди ещё множество «реформ». Ведь мир меняется стремительно.

В отличие от «стандартов красоты» бортпроводницы. Мне кажется, что и здесь приближается время перемен» – рассказывает Легрейв.

Юбка или брюки?

В марте 2019 года сразу две крупных авиакомпании сделали заявление о том, что меняют свои требования к потенциальным сотрудникам. Бортпроводникам, желающим устраиваться к ним на работу. И касаются эти требования, прежде всего, именно внешнего вида. Какова же суть?

Virgin Atlantic Airways – британская авиационная компания, и Aer Lingus Limited – крупнейший авиаперевозчик в Ирландии, проводят «реформы» следующего характера. Отныне, бортпроводницам – сотрудницам данных авиакомпаний, не обязательно носить определённый макияж. Как и вообще – какой-угодно.

Стоит отдельно выделить брюки, которые ранее могли быть выданы только по специальному запросу (было также необходимо указывать причину, – почему стюардесса не может/не хочет носить юбку, во время работы). Теперь – их можно просто выбрать. Бортпроводница сама имеет возможность определить, наденет брюки или юбку.

Но, исключительно соответствующие общим, определённым компанией нормативам. Проще говоря – форма пока что никуда не пропала. Просто, был сделан ряд послаблений.

Однако и они оцениваются сотрудницами данных авиакомпаний, – кем-то, как маленькая победа над вынужденным следованием ненавистным ограничениям. А кем-то, просто как радостная возможность разнообразить привычное.

В любом случае, абсолютно равнодушной, вряд ли осталась хоть одна из сотрудниц этих компаний. А представители руководства Virgin Atlantic Airways даже заявили в официальном сообщении, что проводимые ими реформы собственных требований – представляют собой «значительные изменения во всей авиационной отрасли».

Насколько они действительно значительны? Важный ли шаг – в принципе? Ответы на эти вопросы зависят от того, кого вы спросите. И где при том будете находиться.

Всё началось в 1964…

Скажем, в США «стандарты красоты» существенно изменились за последние, приблизительно, полвека. И это позволило многим женщинам найти работу в авиационной сфере. Реформации подверглись действительно «трудные», как их ещё называли, нормы.

Так, в 30-х, 40-х, и даже ещё в 50-х годах минувшего века, – дабы стать бортпроводницей, необходимо было соответствовать целому ряду критериев. Среди них – не только безукоризненный, согласно требованиям, внешний вид. Но и конечно – возраст, черты характера и даже семейное положение. Так, бортпроводницей не могла стать замужняя женщина.

Джон Хилл – помощник директора авиационного музея, расположенного в международном аэропорту Сан-Франциско, говорит, что первые публичные выражения желания «отменить дискриминацию по признаку пола, в этой сфере» относятся к 1964 году.

Именно тогда стюардессы, впервые в США, начали открыто жаловаться на весь тот ряд требований, который казался (прочем, не только им, судя по успеху многих выигранных судебных исков) необоснованно-дискриминационным.

Оплата труда. Пол. Вес. Возраст. Всё это и многое другое – почти каждый пункт был поводом для инициации судебного разбирательства. И практически в отношении каждого из них, бортпроводницы раз за разом доказывали свою правоту.

«Благодаря их усилиям, авиационная отрасль стала авангардом эпохи – в области социальных изменений» – говорит Джон Хилл.

«Однако, не всегда бортпроводницы «побеждали» в суде, обращаясь туда по подобным вопросам. И, хотя, например, неоднократно оспаривались требования по соответствию стюардессы некоторому эталону внешнего вида – ничего не менялось» – объяснил Хилл.

Кто же прав?

На сегодняшний день большинство авиаперевозчиков в США предъявляют в целом, более или менее одинаковые требования ко внешнему виду сотрудников. И среди такого рода «нормативов» практически нет «необоснованных». Именно исходя из данного критерия (обоснованности), и был найден компромисс, между многими авиакомпаниями, и работающими на них стюардами и стюардессами.

Ведь подобного рода споры – палка о двух концах. С одной стороны – требования к одежде могут быть расценены как ущемление свободы работника. По крайней мере, именно так формулировали суть своих претензий бортпроводники, судившиеся в прошлом со своими работодателями, в подобных случаях.

С другой – авиаперевозчик является для стюардессы или стюарда компанией-работодателем. И ничего сверхъестественного в том, что у неё имеются требования к внешнему виду своих сотрудников – нет.

Итак, компромисс был установлен, как правило, на уровне подтверждения «обоснованности» требований. А именно – нормы внешнего вида не должны устанавливаться «произвольно». Так как «контроль за внешним видом, и в особенности – за тем, «кто и что надевает» – можно расценивать как вмешательство в личное пространство.

Но, авиакомпания, учитывая специфику работы стюардесс, имеет на подобное право. Однако, устанавливаемые требования должны быть обоснованы – экономической целесообразностью, политикой компании, чем-либо ещё… Но не вноситься безотносительно и произвольно.

Примерно так обстоит ситуация на данный момент, в США» – выражает своё мнению Джон Хилл.

«Что стоит отметить – во многих юго-западных штатах в 1970-е была особая «мода» на короткие шорты, которые должны были носить стюардессы. Впрочем, такое «веяние» быстро прошло. Сегодня, универсальный вариант, пришедший на смену шортикам – обычные брюки.

Наличие макияжа никто не требует. Но если он имеется – то должен быть выполнен профессионально и не быть «кричащим». Право на определение соответствия требованию, в каждом конкретном случае, компании оставляют за собой. Так как прописывать подобные тонкости, вероятно, сложно, да и не настолько важно. Просто указать – вполне достаточно» – говорит Хилл.

Взаимность уважения

American Airlines, United Airlines и Delta Air Lines. Все они имеют примерно одинаковые, так сказать, «стандарты красоты». Большинство требований основано на «соображениях соблюдения гигиены и презентабельности.

Требований к макияжу нет. Мы просто, с позволения сказать, просим членов нашей большой команды, соблюдать простые нормы – чистоты, ухоженности, аккуратности, профессиональности…» – рассказывает представитель руководства American Airlines, в интервью журналу «Conde Nast Traveler».

Ну а один из руководителей Delta Air Lines, заявил, что в компании «не против практически любых экспериментов. Лишь бы внешний вид в целом был гармоничен и одежда – более-менее однотонна.

Возможно, именно потому, что мы уважаем право своих сотрудников на самовыражение, они также с пониманием относятся к миссии компании. И скандалов, связанных с нежеланием одеваться так, а не иначе – в истории компании практически не было».

«Сингапурские девушки»

Всё действительно стремительно меняется. В последние пять лет право выбора – носить юбку или брюки, – появилось у стюардесс, являющихся сотрудницами таких авиакомпаний, как KLM Royal Dutch Airlines, Air India, Bangkok Airways, Ethiopian Airlines и Alitalia. По особому запросу – можно и у British Airways.

Но, всё же, сейчас это в большей степени исключения, нежели правило. А среди наиболее распространённых требований, форма – это скорее нечто естественное. Большее неудовольствие могут вызвать нормы, относящиеся к косметике, цвету лица, весу и т.д.

«Если коротко, во многих авиакомпаниях всё упирается в один камень. Стюардесса просто должна быть максимально привлекательной. Как правило – в рамках понимания большинства населения страны, являющейся «родной» для компании. Конечно, взгляд на красоту и её оценки – субъективный момент. Но определённые стандарты, разделяемые многими, всё же есть» – рассказывает Хилл.

Один из наиболее знаменитых примеров того, о чём он говорит – знаменитые «Singapore Girl». Девушка-стюардесса, безукоризненно соответствующая «пропорциям» и одетая в форму SARONG kebaya SIA. «Она стала не то что бы даже маркетинговым, или рекламным ходом.

Скорее – лицом компании. Да и вообще – когда говорят о сингапурской авиации, не только на территории самого Сингапура, но и далеко за его пределами, сразу же вспоминается Singapore Girl.

Это образ настолько же неотъемлемый, как, скажем Boeing для американской авиации. Но, если последний – не единственный авиапроизводитель в США, то вот «сингапурская девушка» – неизменна и неповторима. Она – символ азиатского гостеприимства.

Появился этот образ в 1970-х. И не изменялся ничуть, до сего дня. Вероятно, и не будет. Как говорят в самом Сингапуре – «поколения сменяются, а Singapore Girl – вечный символ».

Прошло, конечно, не так уж и много времени для подобных пафосных слов, но что-то мне подсказывает, что в них – правды гораздо больше, чем шутки. Вот уж где реформ в области контроля за внешним видом сотрудников ждать не стоит, так это здесь – Сингапур, авиакомпания Singapore Airlines» – говорит Джон Хилл.

Кстати, небольшая «вольность» у «сингапурских девушек» всё же есть. Выбор одного из пяти вариантов причёски. Хотя – «говорят, что девушке настоятельно советуют вариант, наиболее ей подходящий, когда она устраивается на работу» – утверждает Эми Линг – одна из сотрудниц Business Traveler.

«Нюансов очень много. Например, тени для век. Если вы когда-нибудь пользовались услугами Singapore Airlines, то могли заметить. Во-первых, безукоризненность этого элемента макияжа. Но о столь естественном и говорить не стоит – ведь оно касается не только теней, век, или лица… Весь внешний вид должен быть идеален. А точнее – идеально соответствовать требованиям.

Итак – тени для век – синие – у бортпроводниц и красные – у старших стюардесс. А ещё – длина волос на затылке мужчины-стюарда – не должна превышать 0.3 сантиметра. На висках – не более 0.2 см. Борода и усы запрещены.

И многое другое. В целом, Singapore Girl как некий образ – это уже давно настоящий бренд. В самой Singapore Airlines говорят, что «сингапурская девушка» – как и персональное внимание к клиентам – «часть души авиакомпании»» – рассказывает Эми Линг.

Короткие юбки и консервативность

Интересно, что в гонконгской авиационной компании Cathay Pacific сотрудницам-стюардессам разрешили носить брюки только после многочисленных жалоб на одну и ту же проблему. Юбки были слишком коротки, и затрудняли «выполнение некоторых рабочих обязанностей». С одной и той же формулировкой в разное время обратилось множество стюардесс.

И лишь после этого в Cathay Pacific задумались о «проблеме брюк и юбок». Традиции для этой авиакомпании – крайне важны. Внешний вид стюардесс-сотрудниц здесь не менялся с 1946 года. Так что принять подобные меры было нелегко.

Вера Ву Йи-Мей – председатель союза бортпроводников Cathay Pacific – охарактеризовала ситуацию следующим образом. «Стереотипы старомодны. Почему стюардесса может быть красивой только в короткой юбке и с огромным количеством макияжа на лице? Сейчас – лучшее время, для того что бы доказать обратное. Время изменений. Однозначно – в лучшую сторону».

Только красная помада

Emirates Airlines – одна из крупнейших авиакомпаний в мире. Базируется она в Дубае, и требования компании к своим сотрудницам-стюардессам, ещё более интересны, чем, скажем, у Singapore Airlines к «сингапурским девушкам».

А именно – им можно (и необходимо – это обязательная норма) красить губы помадой “Emirates”, и только тоном «красный». Лак для ногтей должен быть того же цвета. Единственная вольность – причёска. Выбрать можно из двух вариантов.

А ещё – фирменный головной убор от авиакомпании и белый шёлковый шарф – неотъемлемые атрибуты стюардессы Emirates Airlines.

Не менялись все эти требования, кстати, с 1985 года. С момента основания авиакомпании.

Мнение учёного

«Стандарты… Они имеют отношение не только к внешнему виду. Чтобы говорить на данную тему со знанием дела, необходимо понимать, что не меньшие, а подчас и намного большие требования – к поведению, манерам, разговору, когда-то, даже тембру голоса…

А ещё – множество культурных норм, которые должны досконально знать и соблюдать бортпроводники на международных рейсах» – говорит Сильвия Майер – профессор глобальных гендерных исследований, в университете Нью-Йорка.

«Дискуссия об униформе стюардессы, на мой взгляд, объединяет четыре важных проблемы. Право женщины (или мужчины) одеваться так, как она или он считает нужным, во время работы. Недопущение дискриминации по половому (или любому другому) признаку.

Естественное желание руководителей авиакомпании продвигать свои услуги, и в связи с этим – создавать нечто наподобие бренда внешнего вида, как в случае с «сингапурскими девушками. И кроме того – ничуть не менее естественные, потребности в комфорте, опять-таки, со стороны бортпроводников.

Все эти моменты взаимосвязаны. Требуют тщательного внимания и понимания» – рассказывает Сильвия Майер.

«Конечно, авиакомпании имеют право на создание брендов, определённого имиджа и т.д. Равно как и совершенно естественно желание бортпроводников одеваться так, как они хотят. Мне кажется, ключ к решению подобной проблемы в том, что авиакомпании действительно могут устанавливать некоторые нормы, в отношении внешнего вида своих сотрудников.

Но – исключительно в рамках закона и здравого смысла. Бортпроводники вправе оспаривать произвольные и нелогичные требования.

Но в любом случае намечается большой сдвиг. Я имею ввиду, что в ближайшие годы требования, касающиеся внешнего вида стюардесс, – будут становиться менее строгими» – подытоживает Майер.

Прошлое и будущее

Первые бортпроводники появились в 1920-х, в Великобритании. Тогда принять на борт самолёта «лишнего» человека, было «дорогим удовольствием». И показателем роскоши. Ведь каждый дополнительный килограмм – обходился авиакомпании довольно дорого.

Кстати, это становится одной из причин, почему в дальнейшем женщин чаще принимали на должность бортпроводника. Вес имел решающее значение. А девушкой, которую называют первой стюардессой – была Эллен Чёрч.

Она отправлялась в полёт как медсестра. На тот случай, если во время вояжа у кого-либо из пассажиров возникнут проблемы со здоровьем. Впрочем, занималась Эллен не только своими прямыми обязанностями, но и всячески помогала пассажирам, когда требовалось. Работала девушка, кстати, в США – в компании «United Airlines».

С тех пор (а первый раз она поднялась на борт в качестве медсестры в 1930 году), прошло почти 90 лет. Что же будет, спустя ещё девяносто? Или, хотя бы, лет 10-15? Сбудется ли прогноз профессора глобальных гендерных исследований, из университета Нью-Йорка, – Сильвии Майер? Время покажет…

Деловая авиация AVIAV TM