Суд в Люксембурге – авиакомпании из стран, не входящих в ЕС, обязаны выплачивать компенсацию

Члены Суда Европейского союза постановили, что положение об общих правилах компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов также распространяется на авиакомпании, не входящие в ЕС. Пассажир, рейс которого задержан, имеет право на финансовую компенсацию от авиаперевозчика из страны, не входящей в ЕС, выполняющего рейс от имени авиакомпании, зарегистрированной в государствах-членах зоны.

Решение Суда Европейского Союза (CJEU) в Люксембурге по делу C-561/20 является последним, которое расширяет права пассажиров на возмещение за задержку или отмену рейса. Вопросы, переданные для предварительного решения судами государств-членов, были переданы в Суд после того, как трое пассажиров  прибыли в пункт назначения в США на 223 минуты позже запланированного времени. Путешественники приобретали билеты на рейсы немецкой авиакомпании Lufthansa через туристическое агентство. Пассажиры должны были лететь из Брюсселя в Бельгии в Сан-Хосе в США. Рейс был с пересадкой в ​​аэропорту Ньюарка в США. После полета клиенты подали в голландский суд на United Airlines за невыплату компенсации.

Однако рейс выполняла не Lufthansa, а авиакомпания United Airlines, базирующаяся в США. В вынесенном решении Суд напомнил, прежде всего, что рейс с одним или несколькими маршрутами, на который было оформлено одно бронирование, представляет собой единое целое по смыслу права пассажира на компенсацию в соответствии с законодательством Европейского Союза. «Применимость Регламента о правах авиапассажиров следует оценивать в отношении места отправления и назначения этого рейса», — отметили судьи Суда в своем постановлении.

Суверенитет не затронут

Nederlandstalige Ondernemingsrechtbank Brussel (голландскоязычный Коммерческий суд, Брюссель) решил приостановить разбирательство и передать следующие вопросы в Суд для вынесения предварительного решения. Суд задался вопросом, нарушает ли ответ на первый вопрос, касающийся ответственности авиакомпаний, не входящих в ЕС, за стыковочные рейсы [Регламент № 261/2004], как определено в первом вопросе, международное право, в частности принцип полного и исключительного суверенитета всех стран на его территории и в его воздушном пространстве таким образом, что это толкование приводит к применению права ЕС к ситуации, которая возникает на территории третьей страны.

Изучение второго упомянутого вопроса не выявило наличия каких-либо обстоятельств,  ставящих под сомнение действительность Регламента № 261/2004 в свете принципа обычного международного права, в соответствии с которым каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над его территорией.

Дело было возбуждено в 2018 году

Письмом от 6 сентября 2018 г. компания Happy Flights BVBA, которой был передан иск истцов по основному делу, просила United Airlines выплатить компенсацию в размере 600 евро на человека за эту задержку, т.е. к Регламенту № 261/2004. 4 октября 2018 г. United Airlines ответила Happy Flights, утверждая, что правила не применяются, поскольку задержка произошла во время второго этапа рассматриваемого рейса.

Он также пояснил, что в этом случае у United Airlines не было договора перевозки с тремя вышеупомянутыми пассажирами, но она могла быть привлечена к ответственности за выплату пассажирам компенсации, причитающейся в соответствии с Регламентом ЕС о компенсации за задержку рейса.

Суд подчеркивает это, отмечая, что, поскольку United Airlines взяла на себя ответственность за выполнение этого конкретного рейса, включая установление его маршрута, перевозчик автоматически становится оператором этого рейса, и поэтому United Airlines считается авиакомпанией, действующей от имени Lufthansa. Однако судьи также поясняют, что, хотя United Airlines обязана возмещать ущерб этим пассажирам как действующий авиаперевозчик, они также имеют право требовать компенсацию от любого лица, в том числе от третьих лиц, в соответствии с применимым национальным законодательством.

Еще одно решение в пользу пассажиров

СЕС в очередной раз выносит решение в пользу пассажиров. Отныне статья 3 п. 1 лит. а) в связи со ст. 6 и 7 Регламента (ЕС) № 261/2004 Европейского парламента и Совета от 11 февраля 2004 г., устанавливающие общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов, а также отменяющие Регламент (ЕЭС) № 295/91 следует толковать как означающий, что пассажир стыковочного рейса, состоящего из двух этапов и являющегося предметом единого бронирования у перевозчика Сообщества, которое начинается в аэропорту, расположенном на территории государства-члена, и заканчивается в аэропорту, расположенном в третьей стране, через другой аэропорт в этой третьей стране, имеет право на компенсацию от авиаперевозчика из третьей страны, который выполнил весь рейс, действуя от имени этого перевозчика Сообщества, если конечный пункт назначения опоздал более чем на три часа из-за второго этапа этого рейса.

21 декабря прошлого года Высокий суд ЕС постановил, что пассажиры, чей рейс начался раньше запланированного, имеют право на такую ​​же компенсацию, как и в случае задержки рейса. В то время Суд рассматривал вопрос, переданный на предварительное решение судами Германии и Австрии. Это было еще одним уточнением Регламента 261/2004.

Андрей Бочкарев