Европейский концерн Airbus работает над планом постепенного отказа от производства superjumbo A380, на тот случай, если ему не удастся получить основной контракт с Emirates. Об этом порталу aviav.ru сообщили три источника, близкие к руководству авиапроизводителя из Тулузы.
Пришло время истины для малопопулярного самолета после десяти лет его эксплуатации. Судьба одного из самых заметных в мире символов научно-технического потенциала Старого континента висит на волоске, несмотря на обильные инвестиции производителя в новое оснащение салона.
«Если не получится достигнуть соглашения с Emirates, то Airbus начнет процедуру сворачивания производства A380», – утверждает лицо, посвященное в планы руководства европейского концерна, пожелавшее остаться анонимным. Он также добавил, что такое решение было бы вполне логичным, учитывая слабый спрос на самолеты такого типа. Официально Airbus и Emirates отказались от комментариев на эту тему.
Airbus также не посчитал нужным сообщать сколько человек работает над этим проектом. Его завершение будет вестись постепенно, позволяя концерну выполнить имеющиеся заказы, главным образом от перевозчика из Дубай. Предприятие имеет достаточно толстый портфель, чтобы удерживать нынешние темпы производства до начала следующего десятилетия.
Разработка A380 обошлась в 11 миллиардов евро, самолет может перевозить более 500 человек и в свое время бросил вызов основному конкуренту – jumbo-jet B747. Однако спрос на 4-двигательные гиганты резко упал, так как авиакомпании выбрали 2-двигательные, более простые в заполнении и дешевые в эксплуатации. Emirates, как единственная в мире авиакомпания верила в superjumbo, и заказала 142 таких самолета, на данный момент уже получила более 100. Переговоры о покупке еще 36 штук общей стоимостью 16 млрд долларов не закончились подписанием контракта на авиасалоне в Дубай. Недавно они были возобновлены, но признаков их результата пока не видно.
Другие авиакомпании, например, British Airways, выражали свою заинтересованность A380-м, но Airbus не склонен поддерживать его производство, не имея уверенности в заказах от Emirates. В свою очередь перевозчик хочет иметь гарантии, что Airbus будет поддерживать их производство, по крайней мере, в течение следующих 10 лет. Решение об отказе от покупки superjumbo означало бы разрыв Airbus с одним из крупнейших клиентов и связало бы Emirates контрактами с основным конкурентом – концерном Boeing. По мнению некоторых европейских источников, это признак растущего влияния США в Ближневосточном регионе при администрации Дональда Трампа, однако и в штатах, и в ОАЭ отрицают, что в игру вошла политика.
Существует также другая потенциальная угроза для контракта из-за проблемы в выборе двигателя и в послепродажном обслуживании. Однако, если переговоры закончатся успехом, то появится надежда на рост популярности этого самолета у авиакомпаний из-за перегруженности аэропортов и воздушного пространства.
Singapore Airlines, которая первой начала эксплуатировать этот самолета в 2007 г., похвасталась новым салоном за 850 млн долларов и утверждает, что у этой модели есть будущее. Airbus рассчитывает, что заказ от Emirates стабилизирует производство и создаст прецедент, который привлечет других перевозчиков к покупке.
По последним данным, в конце ноября у Airbus было 317 заказов на superjumbo, он уже поставил 221 штук, следовательно, осталось изготовить еще 96. Учитывая намерения авиакомпаний, а также их финансовое состояние, ситуация выглядит так, что 47 из этих заказов, может оказаться не выполненной. А это почти половина. Впрочем, концерну Airbus достаточно продать 30, чтобы удерживать окупаемость производства в течение 10 лет, а может быть и больше.
Пока Airbus намерен снизить темпы выпуска A380 с 12 штук в 2018 до восьми в 2019, а после этого срока – по 6 штук в год, даже если это будет означать производство в убыток. Если же концерн решит полностью свернуть программу, то по мнению экспертов нашего портала, Emirates получит 41 заказанный самолет и будут использовать их максимально долго. Но некоторые A380 пойдут в металлолом.