В последнее время во Франции увеличила шумиха экологических и сочувствующих им политических организаций вокруг частной авиации, а точнее вокруг владельцев бизнес-джетов. По их утверждению, по сравнению с коммерческими рейсами частные самолеты особенно вредны с точки зрения выбросов CO2. Это подталкивает некоторых политических лидеров к проявлению инициативы по их запрету или, по крайней мере, к их регулированию во времена климатического и энергетического кризиса.Как говорят политики, в то время как французы готовятся этой осенью потреблять меньше энергии, в небе продолжают летать частные самолеты. В пятницу в Liberation депутат EELV Жюльен Байу призвал запретить использование этих самолетов в личных целях. В колонках Le Parisien министр Клеман Бон был менее тверд, предложив регулировать эти же рейсы, не уточняя деталей таких мер. Предложения, которые последовали за несколькими неделями споров о частных рейсах, считающихся слишком загрязняющими окружающую среду, и для некоторых являются символами экономического неравенства в разгар климатического и энергетического кризиса.
В соцсетях действительно часто критикуют знаменитостей и крупных боссов за их полеты на частных самолетах, иногда на особо короткие расстояния. Это не новое явление в 2021 году отчет федерации неправительственных организаций «Транспорт и окружающая среда», которая проводит кампанию с Европейским союзом за экологически ответственное использование транспорта, уже указывал на проблему.
Утверждая, что малая доля авиапассажиров является причиной глобальных выбросов авиации, группа пришла к выводу, что “частные самолеты оказывают несоразмерное воздействие на окружающую среду”. “За один час один частный самолет может выбросить две тонны CO2”, газа, который считается основным источником глобального потепления.
Для сравнения, в среднем, человек в Европейском Союзе выбрасывает эквивалент 8,2 тонны CO2 в течение всего года. “Франция — один из худших студентов: в 2019 году десятая часть рейсов, вылетающих из Франции, были частными самолетами”, — подчеркивается в отчете. Половина рейсов составляла менее 500 километров.
Индивидуальный транспорт такой же энергоемкий
Однако частные самолеты не единственные, кто выбрасывает избыточный углекислый газ, вспоминает в Washington Post Крис Филд, директор Института окружающей среды Вудса при Стэнфордском университете в США. Он также указывает на поездки в энергоемких транспортных средствах для одиночных пассажиров”Существует определенный уровень экологической безответственности в том, кто в одиночку управляет пикапом Ford F-150, и в этом, безусловно, можно обвинить путешественников на реактивных самолетах”.
Все опрошенные Washington Post специалисты сходятся во мнении, что отмены частных самолетов было бы недостаточно для решения всех климатических проблем, учитывая высокие выбросы, создаваемые всей авиационной отраслью в целом. Не говоря уже о выбросах, производимых другими секторами экономики.
Однако стоит внимательнее взглянуть на цифры. В первом квартале 2022 года на транспорт (включая авиацию) приходилось 10 проц. общих выбросов парниковых газов в Европейском союзе по сравнению с 24 проц. на потребление домашних хозяйств в Европе (включая использование индивидуальных автомобилей), 21 проц. – на энергию (электричество, газ, обогрев) и 20 проц. – на промышленность, согласно данным Европейской комиссии. В общемировом масштабе только вся авиационная отрасль производит всего 2 проц. всех выбросов. Частная авиация занимает малую нишу в специализированных авиаперевозках, поэтому ее доля ничтожна. Справедливости надо сказать, что действительно в пересчете на пассажира она производит больше выбросов, но и летают они в тысячи раз меньше и реже. Именно параметр в пересчете выбросов на пассажира позволяет лукавить.
Призыв к ответственности богатых
Часто активисты, осуждающие частные самолеты, критикуют частое использование этих самолетов на коротких маршрутах, уже существующих на коммерческих линиях или считающихся ненужными. По данным Transport & Environment, это особенно распространенная практика среди крупных бизнесменов.
“В среднем владелец частного самолета имеет состояние, эквивалентное 1,3 миллиарда евро”, — подчеркивает организация, которая сообщает о многочисленных полетах в Европу между Великобританией, Францией, Швейцарией и Великобританией, Италией, особенно в таких туристических направлениях как Ницца. “Это подтверждает, что частные самолеты используются состоятельными людьми для того, чтобы насладиться солнцем и великолепием Ниццы, а не для бизнеса”, — критикует группа.
Здесь вновь кроится доля лукавства, действительно судя по материалам последней перед пандемией конференции Европейской деловой авиации, среди рейсов по Европе большую долю занимали рекреационные между Ниццей и Москвой. В остальных случаях преобладали рейсы между такими парами городов как Лондон-Париж, Лондон-Женева, Женева-Париж, Париж-Рим и т.д. Кроме того, следует отметить, что многие владельцы частных самолетов проживают в Ницце постоянно, поэтому их полеты не являются чисто реакционными. Это передвижение из дома к месту работы.
Мало того, сами владельцы частных самолетов, а также компании предоставляющие услуги деловой авиации, давно осознали ответственность перед окружающей средой и финансируют различные программы по созданию более устойчивых силовых установок и программ по компенсации углеродного следа. Именно деловая авиация может стать движущей силой по обезуглероживанию, хотя бы по тому, что у ее клиентов есть на это средства и желание обеспечить Планете более чистую атмосферу. Этим, в частности объясняется что уже четверть экспонентов на различных выставках деловой авиации предлагают различные программы по декарбонизации.
Андрей Бочкарев