Тайное становится явным, как это отразится на рынке авиаперевозок?

Объединение дубайской авиакомпании Emirates и национального перевозчика ОАЭ Etihad, может стать крупнейшей в авиации  сделкой последнего десятилетия. Если дело действительно идет к этому, переговоры будут очень сложными, и рынок уже назвал это ухаживанием двух ежей, хотя и напрягся в томительном ожидании.

Хотя перевозчики отрицают, что речь идет о такой сделке, наш портал получил подтверждение от нескольких независимых источников, а теперь официально известно, что Emirates и Etihad объединили свои отделы закупок. Почему же они скрывают свои намерения? Несомненно, они опасаются негативной реакции как со стороны США, так и со стороны Европы. Ближневосточные авиакомпании воспринимаются как действующие в тени своих правительств и пользующиеся государственной поддержкой в различных формах. Тем не менее, правда заключается в том, что они предлагают услуги на самом высоком уровне и, следовательно, ими охотно пользуются пассажиры.

Согласно информации крупнейшей в мире аналитической компании по гражданской авиации CAPA Aviation, в результате слияние двух арабских перевозчиков появится гигант с доходами свыше 29,3 миллиарда долларов в год, контролирующий почти 5 процентов сообщений в мире. По словам президента CAPA Питера Харбисона, переговоры между этими перевозчиками продолжаются уже долгое время.

Итак, что можно ожидать от этого слияния? Прежде всего, более высокие цены на билеты, поскольку уровень конкуренции на рынке будет снижен. Эффект слияния Emirates с Etihad также приведет к ликвидации некоторых дублированных сообщений, поскольку это не будет иметь экономического смысла. Почти в каждом направлении Etihad, имеется также рейс Emirates. Это хорошая новость для европейских гигантов, таких как Lufthansa или Air France KLM, потому что они также смогут повысить свои тарифы.

Слияние принесет пользу и современному аэропорту в Абу-Даби, который может взять на себя часть воздушного движения Дубая. На данный момент там готовится ремонт терминала, который используют Emirates и Flydubai, и сеть этих перевозчиков будет ограничена в деятельности в течение некоторого времени. Преимущество Абу-Даби заключается в том, что из этого аэропорта легче отправлять пассажиров в США.

«В этой ситуации Дубай может сосредоточиться на европейской сети», – говорит Джордж Фергюсон, аналитик по авиационному рынку, – В то время как о Дубай уже сложилось мнение как об удобном аэропорту для путешественников из Европы в Азию, он быстро теряет конкурентоспособность, потому что крупные аэропорты также формируются в далекой Азии, а все больше перевозчиков предлагают прямые рейсы Европа – Азия, прямо следуя устоявшейся тенденции пассажиров летать без пересадок.

Большим преимуществом для Etihad будет вес, который получит авиакомпания в ведении переговоров (и пересмотре контрактов) с авиастроителями. Перевозчик заказал 174 самолета с балансовой стоимостью 46 миллиардов долларов США. Известно, что после недавнего безуспешного опыта с Alitalia и Air Berlin (арабский перевозчик является совладельцем первой и некогда был совладельцем второй) у Etihad появились финансовые проблемы – за последние два года он зафиксировал почти 2 миллиарда долларов ежегодных убытков. Представители Etihad уже заявили, что они откажутся от части контракта и поддержка мощной Emirates, несомненно, обеспечит им более сильную переговорную позицию. «Поскольку рейсы, выполняемые Etihad и Emirates, в основном дублируются, следует ожидать сокращения флота, – указывает Харбисон.

Emirates должен будет тщательно пересмотреть свою сеть сообщений, и это связано с тем, что он уже является доминирующим перевозчиком из Ближнего Востока в Индию и Австралию. Таким образом, возможно, что по финансовым и нормативным причинам он будет вынужден сократить количество спотов в самых загруженных аэропортах мира. Простые расчеты показывают, что объединившиеся Emirates и Etihad будут обеспечивать 60 процентов рейсов между Европой и Австралией, Ближним Востоком и Африкой. Это было бы неприемлемо для европейских линий.

По мнению аналитиков, лучше всего было бы ликвидировать Etihad, передать руководство Emirates президенту Тиму Кларку, который отберет лучшие самолеты, экипажи и направления, и избавится от балласта.

Но дело не в том, что рынок решает все и Emirates является доминирующей силой в этой системе. Дубай должен помнить, что в 2008 году, во время финансового кризиса, когда эмират погрузился в рецессию, ОАЭ помогли им избавиться от неприятностей, предоставив финансовую помощь в размере 20 миллиардов долларов, на условиях значительно более выгодных, чем рыночные. Другое дело, что Дубайская модель развития бизнеса и туризма помогла выйти из кризиса, и результатом помощи стала также далеко идущая интеграция бизнеса между двумя эмиратами. Поэтому переговоры будут проводиться не на уровне Emirates — Etihad (оба перевозчика принадлежат государству), условия возможного слияния будут определять шейхи, которые прекрасно осведомлены о том, что США могут обвинить в оказании Etihad незаконной государственной помощи.

Дело в том, что обе авиакомпании в 2017 году перевезли в общей сложности 77 миллионов пассажиров. В основном они были жителями других стран. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов составляют лишь 9,4 млн человек. Хотя такие пропорции не являются исключением – стоит просто посмотреть на Сингапур и Singapore Airlines, а также на Гонконг и Cathay Pacific.

Остается вопрос, почему переговоры Etihad-Emirates начались именно сейчас? Вполне возможно, что это вызвано беспокойством Тима Кларка, президента Emirates, наблюдающего за тесными контактами между Etihad и немецкой Lufthansa. Оба предприятия заинтересованы в Alitalia, правда каждый из них по-своему. Etihad хочет как можно выгоднее избавиться от акций итальянского перевозчика, а Lufthansa хочет купить их как можно дешевле. Если бы Etihad-Emirates слились, то все связи Lufthansa и Etihad были бы разорваны.

Андрей Бочкарев