Торговая война может поставить под удар судьбу B737 MAX в Китае

Китайские авиационные органы первыми приостановили эксплуатацию B737 MAX после катастрофы в Ethiopian Airlines, поскольку в Поднебесной есть аналогичная машина, которую американцы отказываются сертифицировать. Теперь, когда торговая война с США в самом разгаре, китайцы могут использовать процесс сертификации MAX в своих интересах.
Boeing 737 MAX был сертифицирован в 2017 году. Тогда китайцы решили связать допуск этих машин на свой рынок с параллельной сертификацией своих самолетов, которые должны были конкурировать с Airbus и Boeing. Участники переговоров о торговых соглашениях между США и Китаем обратились к Федеральному авиационному агентству (FAA) с вопросом, возможно ли такое решение. FAA категорически отказалось, несмотря на то, что в начале 2000-х годов она тесно сотрудничала с китайцами, помогая им организовать настоящий авиационный надзор.

Результатом этого сотрудничества стало немедленное снижение числа авиационных происшествий в Китае, и, несмотря на то, что FAA не допустило китайский самолет ARJ21 производства Commercia Aircraft Corp. От China Ltd (Comac) на рынок США, власти Пекина разрешили MAX летать на их территории.

Китайцев особо это не беспокоило и они построили еще одну машину C919, рассчитанную на перевозку почти 200 пассажиров, т.е. самолет, аналогичный B737 MAX и Airbus 320 neo. Как и следовало ожидать, эта машина не получила одобрения FAA, и торговые переговоры вновь столкнулись с трудностями для китайской стороны. Представители FAA объяснили тогда, что сертификация воздушных судов является чрезвычайно сложным процессом с юридическими и техническими аспектами. Более того, американские переговорщики отказывались от особого подхода к китайским машинам. Теперь Ричард Абулафия, авиационный эксперт из США, не сомневается, что проблемы Boeing с MAX – это уникальная возможность для китайцев отыграться во время текущих торговых переговоров.

В MAX никто не хочет об этом говорить. «Мы постоянно делимся всей доступной информацией с глобальными регуляторами воздушного движения и нашими клиентами, чтобы как можно скорее вернуть 737 MAX к полетам», – сообщила пресс-служба, но пока Boeing официально не анонсировал новое программное обеспечение Max. Ожидается, что он это сделает к концу мая. С другой стороны, FAA стремится вернуть B737 MAX к эксплуатации одновременно по всему миру, была проведена специальная конференция, собравшая 8 органов управления воздушным движением со всего мира, включая китайский CAAC и европейский EASA, которые, мягко говоря, не намерены спешить, хотя у каждого органа на это свои причины.

Андрей Бочкарев