Совершён гигантский шаг вперёд. Франция и Германия инвестировали миллиарды евро в развитие инфраструктуры для производства водорода. Данный вид энергии абсолютно безопасен для природы.
Кроме всего прочего, водород будет активно использоваться в авиации. Франция планирует построить к 2035 году самолёт с двигателями на водородном топливном элементе. Он должен заменить А320, который используется на маршрутах малой и средней дальности. Разработка этого «зелёного самолёта» требует решения множества проблем. Хотя подобная машина была построена ещё много лет тому назад в Советском Союзе.
Ту-155 в аэропорту Жуковский
В аэропорту Жуковский, что находится недалеко от Москвы, стоит неприметный и заброшенный пассажирский самолёт. Наверное, даже знатоки авиационной техники перепутали бы эту машину со среднерейсовым Ту-154, который зарекомендовал себя, как надёжная машина и широко использовался в Советском Союзе и в ряде других социалистических стран. Но нет, это другой самолёт. Если присмотреться, то над средним двигателем можно заметить небольшое отверстие, которое указывает, что это водородный Ту-155.
154+1= независимость от нефти
После нефтяного кризиса, случившегося в середине 1970-х годов, Советский Союз начал активно заниматься исследованиями, связанными с альтернативными источниками энергии, производство которых бы уменьшило зависимость от нефти и не требовало больших затрат. Водород, который можно добывать из воды или природного газа, соответствовал этим требованиям. Кроме того, он выделяет в три раза больше энергии, чем авиационный керосин и в отличие от него экологически безопасен.
Занял около трети салона
У водорода есть не только преимущества, но и недостатки. Он имеет хорошую плотность энергии по весу, но плохую плотность энергии по объему по сравнению с ископаемыми видами топлива и, следовательно, требует больше места. Для его размещения нужен более объёмный и тяжёлый бак. Этот бак советские инженеры установили в задней части пассажирского салона, где он занял одну треть пространства.
Не только на водороде, но и на природном газе тоже
В конструкторском бюро «Кузнецов» на базе двигателей НК-8 были разработаны двигатели НК-88. Эти двигатели были способны работать не только на водороде, но и на природном газе.
В то время как для охлаждения топливного водорода требуется -253°C, для природного газа – до -162°C. Природный газ обладает преимуществом и перед керосином. По сравнению с ним он выделяет энергии на 15% больше.
Испытательные полёты
Впервые Ту-155 поднялся в небо в апреле 1988 года. В общей сложности он совершил около ста испытательных полётов. Площадкой для испытаний послужил аэропорт Жуковский. Пять из этих полётов были выполнены исключительно на водороде. При проведении последующих лётных испытаний Ту-155 заправлялся природным газом. Руководство Советского Союза осталось довольным достигнутыми результатами.
Тихий конец
Советский Союз распался и об этом самолёте забыли. Программа была прекращена.