Тяжелый двухвинтовой вертолет — Boeing H-47 Chinook

Состоящий на вооружении полвека, Chinook стал основным западным транспортным вертолетом среднего класса. Просторная грузовая кабина и большая грузоподъемность сделали его универсальной боевой машиной.

chinook 30x23 - Тяжелый двухвинтовой вертолет - Boeing H-47 Chinook

Chinook в работе

Свое происхождение СН-47 Chinook ведет от вертолета Vertol Model 1141958 года (компания «Vertol» вошла в состав «Boeing» в 1960 году). Предполагалось, что Chinook станет усовершенствованным вариантом двухдвигательного транспортно-десантного вертолета Model 107, более известного в КМП США как СН-46Е Sea Knight или «Bullfrog». Армия США испытывала Model 107 в 1959 году под обозначением YCH-1, но сочла его слишком маленьким. Поэтому, когда появился Chinook, ему присвоили обозначение YHC-1B, в дальнейшем измененное на СН-47А.

С 1965 года Армия США возложила основные задачи по воздушной перевозке на СН-47А, СН-47В и СН-47С. Сообщалось, что более 10000 подбитых самолетов были эвакуированы с вьетнамских рисовых полей и горных склонов на свои базы на внешней подвеске под Chinook, причем часть из них была отремонтирована. На модификациях А, В и С груз крепился на одной стропе, что считалось существенным недостатком. Лишь после завершения вьетнамской войны на CH-47D для этого стали использовать три стропы. Chinook действовали по всему Вьетнаму, неся оливковый камуфляж без каких-либо ярких изображений. К 1971 году ВВС Южного Вьетнама также были оснащены СН-47.

Chinook имеет наиболее просторную и удобную грузовую кабину среди всех американских армейских вертолетов. Так как топливо размещается во внешних обтекателях вдоль фюзеляжа, кабина имеет постоянное сечение по всей длине, как у военно-транспортных самолетов. Габариты (9,14 м х 2,51 м х 1,98 м) и объем кабины (40,78 м3) достаточны, чтобы разместить в ней два автомобиля М551 Jeeps — основное тактическое транспортное средство на момент создания вертолета. Сегодня в нем можно разместить лишь один стандартный армейский автомобиль М998 «Humvee».

Для большинства стандартных грузов объем кабины Chinook более чем достаточен, и поэтому в американской Армии его часто называют тяжелым вертолетом, хотя по своим техническим характеристикам он относится к среднему классу. Несмотря на большой объем грузовой кабины, фюзеляж Chinook выглядит очень компактно.

Двухвинтовая продольная схема Chinook позволила изменить длину фюзеляжа, отказавшись от хвостовой балки с рулевым винтом. Погрузка и разгрузка осуществляются через хвостовую рампу, которая может опускаться на грунт или подниматься до уровня борта грузовика. Загрузить или выгрузить груз из фюзеляжа может один человек с использованием встроенной лебедки. В случае необходимости длинномерные грузы могут перевозиться при открытой хвостовой рампе.

Высокое расположение винтов Chinook позволяет быстро и безопасно осуществлять посадку и высадку солдат даже в случае работающих двигателей. Стандартно на сиденьях вдоль борта грузовой кабины могут разместиться 44 полностью экипированных пехотинца, но в случае необходимости Chinook может перевозить до 59 военнослужащих при использовании дополнительных сидений в центральном проходе. В санитарном варианте в кабине можно разместить до 24 носилок при двух сопровождающих медиках.

Четырехстоечное шасси является логичным выбором для вертолета таких размеров и конфигурации, проверенным в условиях реальной эксплуатации. Такая схема обеспечивает хорошую устойчивость при погрузке и выгрузке и предотвращает опрокидывание при посадке на неподготовленные площадки.

Фюзеляж Chinook герметизируется на заводе, так что вертолет способен совершать посадку на воду и взлет (в условиях до Sea State 3); амфибийность расширяет возможности эксплуатации машины, но редко используется на практике.

Chinook на войне

К опробованию новой тактики воздушной войны 1-я аэромобильная дивизия приступила в 1965 году, организовав крупнейшую вертолетную базу в джунглях (в Ан-Хе), с которой войска перебрасывались в районы боевых действий. Хотя основную роль при этом играли вертолеты UH-1 Huey, на Chinook легли важные задачи обеспечения.

Пентагон увеличил заказ на СН-47, а Армия экспериментировала с методами применения, тактикой и составом экипажа вертолета. Во Вьетнаме экипаж Chinook состоял из командира, второго пилота, бортинженера (выполнявшего также функции стрелка) и стрелка. В зоне боевых действий солдаты снимали задние окна кабины, а иногда и все остальные, чтобы иметь возможность вести огонь из личного оружия.

Во Вьетнаме Chinook несли вооружение из 7,62-мм пулемета M60D на шкворневой установке в левом аварийном люке и одного такого же пулемета в двери экипажа по правому борту. Использование первых СН-47 показало, что вертолету не хватает мощности двигателей. СН-47С имел более мощную силовую установку. Кроме того, он был способен нести четыре топливных бака в грузовой кабине, что позволяло довести перегоночную дальность машины до 1610 км при полете на высоте 3048 м.

Некоторые проблемы вызывает развертывание Chinook в неподготовленных условиях. В 1990 году во время операции «Щит пустыни», к огорчению американских военных, доставка Chinook в зону конфликта заняла почти 30 дней, включая консервацию, доставку морем, выгрузку и расконсервацию. Но вклад CH-47D в кампанию оказался неоценимым. Во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году, совместно с британскими Chinook HC.Mk l и машинами других типов, они принимали участие в знаменитом обходном маневре, позволившем изолировать большую часть иракской армии.

Дозаправка в воздухе для увеличения дальности всегда была возможна для Chinook, но ее применение ограничивалось малым числом специализированных самолетов-заправщиков. Варианты MH-47D и МН-47Е, предназначенные для специальных операций, оснащены заправочными штангами и дозаправка в полете является их обычной тактикой.

Chinook за рубежом

Несмотря на конкуренцию со стороны других, возможно более совершенных машин, Chinook имел значительный экспортный успех — он эксплуатируется в 19 странах. Первым зарубежным покупателем стала Австралия, которой поставили 12 СН-47С. Итальянская фирма «Agusta» в 1968 году приобрела лицензию на производство СН-47С, и первые 20 выпущенных ею вертолетов были проданы Ирану. Построенные «Agusta» CH-47C также состоят на вооружении итальянской армии. В дальнейшем машины поставлялись Египту, Греции, Ливии и Марокко.

Фирма «Kawasaki» выпускает Chinook для японских сухопутных и воздушных сил и сегодня, являясь единственным зарубежным производителем, строящим вертолеты, сравнимые по своим характеристикам с американскими CH-47D.

Стремясь получить выгоды от модернизации военных Chinook, дорабатывавшихся до стандарта CH-47D, летом 1978 года «Boeing» объявила о создании коммерческого варианта вертолета. Считалось, что он будет пользоваться спросом у компаний, ведущих нефтедобычу в Северном море, где буровые платформы находятся достаточно далеко от материка.

Доступность Commercial Chinook позволила авиакомпании «British Airways Helicopters» (ВАН) заключить семилетний контракт с фирмой «Shell» на обслуживание нефтяных платформ у Шетландских островов. В ноябре 1978 года ВАН заказала шесть вертолетов Model 234, эксплуатация которых началась 1 июля 1981 года. Но из-за крупной катастрофы в середине 1980-х годов ВАН отказалась от их использования для перевозок пассажиров, и ныне эти машины используются в строительных работах и лесозаготовках.