Объединенная авиастроительная корпорация (“Иркут”) в конце ноября этого года завершила сборку первого самолета МС-21-300 с крылом из полимерно-композитного материала российского производства. Вскоре МС-21 совершит первый технический полет.
Панель крыла установлена на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику (launch customer) – российскому Аэрофлоту. 29 ноября этого года самолет доставлен из цеха окончательной сборки корпорации «Иркут» в цех летных испытаний. Специалистам завода и связанных с ним компаний поручено провести программу наземных проверок самолета и его систем для подготовки его к первому техническому полету.
Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыльев МС-21 начались после введения США торговых ограничений на компанию «Аэрокомпозит» в сентябре 2018 года. Доля композитов в конструкции МС-21 составляет около 40 процентов – это рекордный результат для самолетов средней дальности. Отечественные материалы для композитных опорных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий Росатома. Наружные панели крыла центроплан МС-21-300 изготовлены компанией «АэроКомпозит-Ульяновск». Для изготовления крыльев используется запатентованная Россией технология вакуумной инфузии.
Новый узкофюзеляжный самолет из России
МС-21 (может расшифровываться как, «Магистральный самолет 21 века» – «Главный самолет 21 века») – серия из трех модификаций (-200, -300, -400) узкофюзеляжных самолетов средней дальности, которые могут вмещать от 150 до 230 пассажиров. Дальность полета всех них должна составить около 5000 км. Самолет был разработан компанией «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. МС-21 – это усовершенствованная версия самолета Яковлев Як-242, который никогда не производился. Новая машина должна заменить, прежде всего, изношенный Ту-154, а в перспективе и более новый самолет Ту-204/214. Самый крупный заказ пока разместил Аэрофлот, подписавший контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Всего было заказано 175 машин этого типа.
Стоит добавить, что, по словам министра торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова, первые поставки «Иркут» МС-21 первому получателю – линии Аэрофлота должны были состояться еще состоятся в конце 2021 года. «Иркут» подвел предварительные итоги наземных испытаний самолета МС-21-300, подтвердившие возможность эксплуатации самолета при наличии воды на взлетно-посадочной полосе. Еще одним важным событием стал первый технический полет МС-21 с российскими двигателями «Авиадвигатель» ПД-14, которым придется еще долго доказывать свою надежность и экологичность.
По мнению специалистов, из-за увеличенного веса композитов российского производства, низкой надежности российских двигателей ПД-14, также большой доле выбросов CO, у МС-21 нет никаких шансов на внешнем рынке. Пока не известно будет ли стартовый заказчик использовать самолеты этой модели в региональных перевозках или, уступив давлению властей, примет их во флот, а затем передаст своим местным филиалам, чтобы не отпугнуть инвесторов. По крайней мере так было со злополучными SSJ-100, от которых флагманский перевозчик России в конечном итоге отказался, отправив их в свой бюджетный филиал.
Андрей Бочкарев