“Наша главная цель – работать на равных условиях во всех странах Европы. Как компания, мы давно пытаемся добиться этого, и на сегодняшний день это лучший вариант для нас. Украина скоро сама станет членом европейского воздушного пространства, и мы, как процветающая авиакомпания, ищем пути дальнейшей глобализации и европеизации. Мы будем выполнять регулярные, чартерные, специальные и грузовые рейсы”, — прокомментировал в интервью нашему порталу процесс создания дочерней компании в ЕС генеральный директор украинского перевозчика SkyUp Дмитрий Серухов.aviav.ru: SkyUp открывает авиакомпанию в Европейском Союзе, SkyUp MT, что это будет за перевозчик?
Дмитрий Серухов, генеральный директор украинской авиакомпании SkyUp:
Сейчас SkyUp работает над расширением операционных возможностей в Европе. Поэтому мы предполагаем, что регистрируемая нами SkyUp MT будет наша европейская компания с возможностью свободно летать по Европе. В настоящее время мы проходим процедуру получения TCO (оператор из третьей страны). Наша авиакомпания SkyUp была основана всего четыре года назад. Однако в прошлом году мы заняли второе место среди авиаперевозчиков Украины по количеству перевезенных пассажиров. Это доказывает, что наша стратегия развития достаточно успешна, несмотря ни на что. Именно поэтому мы сознательно ставим перед собой цель выйти на европейский рынок. Полномасштабное вторжение России в Украину только ускорило этот процесс.
Будет ли это перевозчик, сдающий машины в “мокрый лизинг”?
Мы не ориентируемся только на предложение так называемого мокрого лизинга (ACMI). Новый перевозчик будет полностью функционирующей авиакомпанией, обеспечивающей сквозные полеты. Другими словами, мы будем выполнять регулярные и чартерные рейсы, как для туроператоров, так и разовые по разовым заказам частных клиентов. Также мы будем совершать специальные полеты (эвакуационные, гуманитарные). Мы также будем перевозить грузы.
[ACMI является аббревиатурой английских слов Aircraft, Crew, Maintenance, Insurance, что означает аренду самолета с экипажем, техническое обслуживание и страхование. Арендодатель (владелец воздушного судна) обязуется предоставить воздушное судно и обеспечить его полное обслуживание арендатору (авиакомпании). Однако арендатор должен самостоятельно обеспечить топливо, оплатить аэропортовые сборы, налоги и т. д. – от редакции].
Где будет зарегистрирован SkyUp MT?
Пока могу с уверенностью сказать, что перевозчик будет зарегистрирован в Евросоюзе. У нас есть много возможностей для развития нашей компании. Мы просто выберем тот путь, который будет для нас лучшим и оправдает все наши ожидания.
Почему вы решили создать авиакомпанию в ЕС?
Наша главная цель – работать на равных условиях во всех странах Европы. Как компания, мы давно пытаемся добиться этого, и на сегодняшний день это лучший вариант для нас. Украина скоро сама станет членом европейского воздушного пространства [ЕС подписал соглашение об открытом небе с Украиной, — ред.], и мы, как процветающая авиакомпания, ищем пути дальнейшей глобализации и европеизации.
Сколько самолетов будет иметь европейскую регистрацию?
На конечную цифру повлияют многие факторы. Прежде всего, я говорю о коммерческих требованиях и условиях. Есть много требований со стороны авиационного регулятора (European Civil Aviation Agency, EASA, прим. ред.), государственных органов и лизингодателей, которые нам необходимо учитывать, поэтому точное количество самолетов я сообщу позже.
Думает ли SkyUp об открытии базы в какой-либо стране ЕС?
Мы действительно думаем об этом и ищем доступные варианты развития. Это будет зависеть от программы и расписания рейсов, которые будут у авиакомпании. На это также повлияет спрос, динамика продаж и сеть связей, которую мы предложим.
В какие направления вы хотели бы полететь? Будет ли это место для отдыха или городской отдых? Я понимаю, что речь идет только о европейских и ближневосточных направлениях, так как дальность самолетов имеющегося флота не позволяет совершать более длинные маршруты.
Наш флот состоит из узкофюзеляжных самолетов Boeing. Эти машины идеально подходят для полетов на средние расстояния. Мы используем Boeing 737. Два самолета B737-700NG, которые могут взять на борт 149 пассажиров, и десять самолетов B737-800NG, которые могут перевозить на 40 пассажиров больше. Мы можем летать по всей Европе, в Турцию, Египет, Тенерифе или Дубай.
Однако, несмотря на то, что у нас нет дальнемагистральных самолетов, мы имеем отличный опыт обслуживания рейсов с промежуточными посадками на дозаправку.
В Украине маршрут Киев-Занзибар оказался очень успешным. Нашим туристам понравилась возможность длительного перелета без пересадок, за исключением короткой остановки для дозаправки. Правда в том, что мы гибридная и гибкая авиакомпания, которая действительно может предложить продукт, где каждый может найти что-то для себя. Более того, я не сомневаюсь, что весь спектр сети сообщений, которые ранее предлагались нашей авиакомпанией, будет постепенно восстановлен, когда позволит ситуация.
Сколько пассажиров вы планируете перевозить самолетами авиакомпании SkyUp MT?
В настоящее время очень сложно делать какие-либо оценки и прогнозы. Однако можно с уверенностью сказать, что мы будем обслуживать наших пассажиров как можно лучше – это наше кредо и цель. Сервис – один из важнейших элементов нашего продукта и бренда в целом. Мы разработали целую концепцию “Отпразднуйте свой полет”, которая охватывает весь спектр услуг, предлагаемых нашей авиакомпанией. Например, специальное аутентичное меню, первоклассный сервис для всех пассажиров на борту, удобное и простое бронирование авиабилетов через наш сайт. Безусловно, мы объединим все наши возможности и усилия для того, чтобы каждый наш пассажир получил сервис высочайшего уровня. Поэтому, несмотря на количество обслуженных пассажиров, мы сделаем все, чтобы клиенты получали удовольствие от полета на Sky Up. Полеты на самолетах SkyUp — это большое приключение. У нас самые лучшие клиенты в мире.
Каково текущее положение авиакомпании, которой вы управляете?
С началом вторжения России в мою страну мы начали сдавать наши самолеты в аренду с обслуживанием. Также мы сосредоточились на перевозке грузов в/из всех крупных грузовых аэропортов Европы и мира (кроме Российской Федерации, Республики Беларусь и территорий, где ведутся боевые действия). В первые месяцы войны мы активно возили в Украину гуманитарные грузы и совершали специальные эвакуационные рейсы. Дополнительно мы предоставляем программу чартерных рейсов для нашего стратегического партнера – Join UP! – в Прибалтике.
Наша текущая деятельность и существующие возможности расширения предложения на европейском авиационном пространстве позволяют нам экономить финансовые ресурсы и, прежде всего, обеспечивать работу нашей команды. Это то, что необходимо в наши дни. Мы платим налоги в Украине. За последние пять месяцев, с начала войны, мы уже выплатили десятки миллионов гривен. Мы прилагаем все усилия, чтобы постепенно возвращать деньги пассажирам, чьи рейсы были отменены не из-за нас, а из-за того, что началась война.
Сколько рейсов выполняет SkyUp по договорам аренды с обслуживанием?
Чтобы статистика была репрезентативной, я сравню показатели за июль прошлого и текущего года. Если в июле 2021 года в операциях участвовало 13 самолетов, то в июле этого года регулярные рейсы выполняют восемь наших машин. Количество рейсов на самолет в июле 2021 года составляло 155, а в этом году еще больше – 163. В прошлом году количество пассажиров на самолет составляло 28 183. В прошлом месяце – 25 724 пассажира. Эти показатели показывают, что в 2022 году за короткий период работы в Европе нам удалось добиться практически довоенных показателей эффективности. При этом мы более эффективно использовали имеющийся парк, чем очень гордимся.
Сколько сотрудников работает в вашей авиакомпании?
На сегодняшний день в SkyUp и нашем стратегическом партнере Join UP! работает около 1200 человек. Вместе мы создаем бизнес-экосистему, работая рука об руку, чтобы наши клиенты могли воспользоваться всем спектром туристических услуг. Все сотрудники работают в соответствии с принципом вознаграждения за их участие в рабочих процессах. Конечно, нагрузка на сотрудников варьируется от отдела к отделу. Если оценить, сколько сотрудников в настоящее время занято работой, то это около 74 процентов общего количества, т.е. почти три четверти всего нашего персонала.
Где сейчас базируются ваши самолеты?
Наши самолеты базируются в различных аэропортах, в зависимости от потребностей наших партнеров. На данный момент у нас нет ни одного аэропорта, который был бы базовым для всех самолетов флота SkyUp.
Когда вы прогнозируете, что снова сможете летать в Украину и из Украины?
Как только Украина выиграет войну и российская военная агрессия завершится, а украинское небо снова будет доступно для полетов, SkyUp станет первым перевозчиком, который вновь войдет в воздушное пространство Украины. Мы все этого ждем.
Андрей Бочкарев