Уничтожение уникального самолета Ан-225 Мрiя – халатность или злой умысел?

В минувшие выходные пилот майор Дмитрий Антонов обвинил руководство Antonov Airlines в том, что оно ничего не сделало для предотвращения уничтожения Ан-225. Сегодня сотрудники компании ответили ему открытым письмом, опубликованным на восьми языках. Посыл письма ясен – обвинения майора Антонова ошибочны и искажают положение авиакомпании, переживающей беспрецедентно трудный, тяжелейший период в своей истории.

Ан-225 Мрiя оснащенный двигателями Мотор-Сич
Ан-225 Мрiя оснащенный двигателями Мотор-Сич

Грузовой перевозчик Antonov Airlines — одна из самых известных жертв российского вторжения в Украину. Основная авиабаза в аэропорту Гостомель под Киевом была ключевым элементом инфраструктуры, которую российская армия планировала захватить в начале вторжения. В последующих тяжелых боях за контроль над аэропортом флагманский самолет Антонова Ан-225 «Мрiя» был уничтожен. Большая часть флота авиакомпании остается на земле. Самолеты Antonov Airlines благодаря своей специфике и габаритам привлекают внимание, где бы они ни приземлялись.

Основные обвинения через YouTube

На минувших выходных летчик Ан-225 Дмитрий Антонов на своем популярном YouTube-канале (которое смотрят более 140 000 подписчиков) обсуждал судьбу единственного в мире Ан-225. Самолет был поврежден во время российских атак на аэропорт Гостомель, где базировался авиаперевозчик. Хотя из Украины поступала противоречивая информация, окончательно ситуация подтвердилась 4 марта, когда было опубликовано видео, на котором видны останки самого большого в мире самолета.

В видеоблоге, опубликованном в воскресенье, 20 марта, он обвинил авиакомпанию в игнорировании предупреждений НАТО о готовящемся вторжении. Он обвинил высшее руководство в том, что задолго до бомбардировок другие самолеты были отправлены  в Лейпциг, Германия, а персонал и, самое главное, были Ан-225 брошены на произвол судьбы.

«Решения о перемещении самолета куда-нибудь не было принято. Мы могли бы перегнать машину в Жешув или Лейпциг. Почему в Лейпциг? Потому что 26 января правление компании через Antonov  Logistics [немецкий филиал компания Антонов] получило официальное предупреждение от представителей НАТО о необходимости срочной передислокации самолета. В отчете содержался призыв к немедленному перегону самолета, эвакуации бортпроводников и запасных частей в связи с неизбежным началом войны. Руководство не отреагировало и не принимало никаких решений об эвакуации самолета», — говорится в видеообращении Антонова.

Пилот получил угрозы

Дмитрий Антонов продолжил, что за две недели до войны, после полученных предупреждений, руководство Antonov Airlines выехало в Лейпциг,   в офис Antonov Logistics SALIS, не предприняв никаких действий с самолетом. Летчик утверждает, что акция была организована из-за связей руководства авиакомпании с Россией.

Пилоту единственного Ан-225 поступали якобы угрозы от компании в связи с его утверждениями. «Я позволяю им угрожать. [Они] немного отомстили, заблокировали мой телефон. Пока у меня есть доступ в Интернет, все в порядке», — сказал он.

Положение авиакомпании

Обращение было подписано авиационным составом и работниками АТП ГП «АНТОНОВ», которое было предоставлено на восьми языках, и хотя есть некоторые нюансы в переводе, например, на английский язык, и  может не совсем соответствовать выражению, представленному в прозе на украинском языке, суть сообщения достаточно яркая. После изложения вызовов, стоящих сейчас перед народом Украины, месседж переходит к уточнению:

В результате враждебных действий России были уничтожены аэропортовый комплекс Гостомель, самолеты Ан-26 и Ан-74, флагман мирового авиапарка Ан-225 «Мрiя». Теперь каждый из нас задается вопросом: что я мог бы сделать для своего отечественного бизнеса?

Из письма следует, что накануне войны сотрудники фирмы Antonov Airlines  всю ночь лихорадочно работали над установкой на Ан-225 шестого двигателя. План состоял в том, чтобы Мрiя вылетела в Лейпциг 24 февраля из соображений безопасности. В 23:51 накануне из аэропорта вылетел пятый Ан-124 компании. К сожалению, он оказался последним самолетом, вылетевшим из аэропорта Гостомель.

Утром 24 июля Россия осуществила военное вторжение. Воздушное пространство над Украиной закрыто, а все возможности вылета Ан-225 из аэропорта заблокированы. В письме даже говорится, что в тот день погибли  некоторые сотрудники Antonov Airlines. Затем  в письме говорится об обращении пилота.

«А теперь получается, что Дмитрий Антонов – тот самый, который все это напряженное время, сидя дома, ни словом, ни делом не боролся выживание компании, скачет к людям на белом коне и без тени сомнений говорит, что там враги…», — гласит один из фрагментов.

«Возвращаемся к первому вопросу: “что ВЫ сделали, чтобы этого не произошло”? Хотя как первый заместитель [начальник, от редактора] авиакомпании, а фактически второе лицо в управлении, вы могли бы приложить все усилия, чтобы организовать вылет Ан-225 хотя бы за сутки. Но пусть Дмитрий Антонов ответит на этот вопрос себе и людям», — говорится  в письме.

В обращении авиакомпании пилот Дмитрий  также обвиняется в клевете на весь отряд. Говорится, что он фальшивый рыцарь в сияющих доспехах, пишущий с удобного домашнего дивана. Они обвиняют его в спекуляциях в Интернете. Они опровергают утверждение о том, что руководство находится в Лейпциге с середины февраля, и говорят, что гендиректор Antonov Airlines Сергей Бычков и его заместители круглосуточно работают в компании с начала войны.

«Мы, сотрудники Antonov Airlines, обращаемся к украинскому народу, ко всем авиаторам мира, которым небезразлична судьба нашей страны, ее технический потенциал и национальные достижения, будьте бдительны на фоне нашей нынешней национально-освободительной войны. К сожалению, не все люди в этой непростой ситуации способны выдержать давление окружавшей их ситуации и держать нервы в узде. Но мы знаем, что это пройдет, пыль развеет ветер истории и вместе мы восстановим могущество компании Antonov Airlines, вопреки планам захватчика», — заявляют подписавшие обращение.

Пилот держит твердую линию обороны

В обращении в открытом письме делается попытка опровергнуть все сказанное Дмитрием о текущем состоянии самолета. Это может привести к вопросу о том, почему он решил разместить такой контент на своем собственном канале YouTube. Тем не менее, сопровождающее повествование в чем-то объясняет его причины.

Ан-225 «Мрия»

Майор Антонов отмечает, что обращение рабочих впервые было опубликовано в Facebook, хотя, по его словам, непонятно, к какой группе оно было адресовано. Пилот также утверждал, что письмо было написано руководством, а поддержка персонала была оказана только под страхом потери работы.

«Кажется, писал первоклассник. Ноль интеллекта, ноль логики, содержание предоставленной информации никто не проверял. У меня есть более достоверная информация и намного больше информации от третьих лиц», — прокомментировал письмо Дмитрий Антонов.

Меньшие Ан-124 в безопасности

Сейчас парк Антонова состоит из семи Ан-124-100 и по одному Ан-158, Ан-178, Ан-22А, Ан-26-100, Ан-128, Ан-132Д и Ан-74Т. Ан-124, зарегистрированные под номерами UR-82009 и UR-82073, находятся в аэропорту Гостомеля. Остальные пять находятся в безопасности за пределами Украины и летают регулярно.

Ан-124 (UR-82007) вылетел в Жешув в четверг, 24 марта. Самолет вылетел из Лейпцига и приземлился в подкарпатском аэропорту в 15:43. Перед перебазированием в Польшу он две недели стоял на перроне лейпцигского аэропорта. Предыдущий  полет состоялся 9 марта. Вчера в 18:51 в Жешув-Ясенку также прибыл UR-82072. В 19:16 он вылетел, значит, на момент написания статьи находился под Веной.

UR-82027 23 марта вылетел из французского аэропорта Тарб на очередной рейс. Данных о том, куда улетел самолет, нет. Вчера UR-82029 совершил грузовой рейс. Самолет совершил свой первый рейс из Лейпцига, Германия, в столицу Соединенных Штатов – Вашингтон, округ Колумбия. Вчера был обратный рейс, но Ан-124 приземлился в ирландском Шенноне.

Эти пять Ан-124-100 являются единственными действующими самолетами Antonov Airlines. Остальные находятся в Украине. Речь идет об UR-NTN (Ан-158), UR-EXP (Ан-178), UR-09307 (Ан-22А), UR-13396 (Ан-126-100), UR-NTE (Ан-28), UR-UXK (Ан-132Д) и UR-74010  (Ан-74Т). В то время как большинство запаркованных самолетов находится в Гостомеле, несколько самолетов находятся в других частях Украины.

Украина является значимым оператором в мировом грузовом пространстве. 11 авиакомпаний имеют базы в стране, воздушное пространство которой остается закрытым для невоенных самолетов. В то время как Ан-225 «Мрiя» занимает лидирующие позиции по количеству перевозимых грузов, Ан-124-100 составляют основу флота и обеспечивают значительную часть полезной нагрузки в мире, когда речь идет о перевозке больших объемов  груза.

В число клиентов Ан-124-100 входит компания Boeing, которая фрахтует самолеты для обслуживания негабаритных деталей и двигателей самолетов по всему миру. SpaceX Илона Маска также зафрахтовала такие самолеты для доставки спутников в США. Тем не менее это относительно нишевый рынок, когда речь идет о перевозке спутников. Однако сбои даже в это секторе могут вызвать эффект домино на всей цепочке поставок.

Украинские грузовые авиалинии, такие как Antonov Airlines и Constanta, могут продолжать свою деятельность в зависимости от существующих или специальных двусторонних соглашений между странами. На полеты могут распространяться авиационные привилегии, т.н. «Седьмая свобода», не требующие авиасообщения со страной регистрации, для пассажирских или грузовых перевозок в третью страну.

Андрей Бочкарев