Успехи и драмы авиасалона Фарнборо

Стоимость контрактов, заключенных во второй день авиасалона в Фарнборо, оказалась практически такой же как и в первый день: более 61 млрд долларов США. В этот раз Boeing был значительно успешнее, чем Airbus, получив пакет заказов на 26,5 млрд долларов, против 19,9 млрд у европейского концерна. К ним присоединился Embraer с контрактами на сумму 15 млрд долларов США.


Лизинговая компания Air Lease Corp объявила о заказе на 78 самолетов: 75 шт. B737 MAX 8 и три B787-9 на 9,6 млрд. За 23 первых B737 и все Dreamliner внесена предоплата, остальные 55 заказов ожидают подтверждения.

Другой лизингодатель Aviation Capital Group приобрел 20 единиц B737 MAX 8 за 2,3 млрд долларов. Volga-Dnepr Group и Cargo Logic Holding подписали протоколы о намерениях приобрести 20 шт. B777 F в грузовой версии общей стоимостью 9,8 млрд долларов и подтвердили заказ на пять B747-6 cargo за 2 млрд. Индийская Vistara внесла аванс за шесть B787-9 B Dreamliner и заявила о желании приобрести еще 4 следующих. Этот контракт оценивается в 2,8 млрд долларов.

Концерн Airbus отстал с суммой заказов в 19,9 млрд долларов. Пожелавший сохранить анонимность клиент подписал протокол о намерении приобрести 75 единиц A320neo за 8,2 млрд долларов и 25 – A321neo за 3,2 млрд.

Группа инвесторов во главе с Давидом Нилеманом, основателем JetBlue, являющемся также акционером TAP Portugal и владельцем контрольного пакета акций бразильской Azul, подписала протокол о намерениях покупки 60 штук A220-300 за 5,5 млрд долларов. Это первые самолеты Bombardier, переименованные в Airbus, станут основой флота новой авиакомпании Moxy в Соединенных штатах Америки. Их поставка начнется в 2021 г. Канадский производитель испытывал огромные трудности со сбытом и поиском клиентов, но ситуация резко изменилась после того, как европейцы выкупили программу Cseries.

«У них (у Bombardier) давно не было роста. А у множества городков до сих пор нет авиационного сообщения или туда дороги билеты. Хотя топливо дорожает, у нас теперь есть очень экономичные самолеты», – сказал Нилеман. A220 помогает его новой авиакомпании служить пассажирам и удовлетворять их потребности. Учитывая большую дальность полета этой модели, можно будет создать маршруты с другими авиакомпаниями, активы которых у него в распоряжении: Azul и TAP.

Предприниматель сообщил, что его команда уже работает над проектом создания авиакомпании в США и намерены добиться получения сертификата от FAA в течение 14-18 месяцев. Новая авиакомпания может стать супер бюджетным перевозчиком либо обычным на дальнемагистральных рейсах со спальными местами в бизнес-классе.

Бюджетный филиал британской группы IAG – авиакомпания Level решила приобрести два дополнительных A330-200 за 500 млн долларов.

Еще один клиент, пожелавший остаться анонимным, сделал заказ на восемь A350-900 за 2,5 млрд долларов. Китайская Peach Aviation станет первым в Азии оператором A321neo LR с увеличенной дальностью полета, поскольку выбрала их вместо двух заказанных ранее A320neo.

Концерн Airbus не только продает самолеты, но также решил увеличить свои доходы от коммерческих услуг с нынешних 3,2 млрд долларов до 10 млрд в следующем десятилетии. Этого он собирается достигнуть, предлагая клиентам запасные части, предоставляя данные по сервису, перестраивая салоны, подготавливая пилотов и занимаясь оптимизацией организации полетов. Спрос на такие услуги в скором времени вырастет благодаря удвоению интенсивности воздушного движения в течение ближайших 15 лет. Заместитель главы концерна по вопросам обслуживания клиентов Филлип Мун сообщил, что за один год после запуска платформы по авиационным данным Skywise Airbus ей пользуются 22 клиента с флотом в 2500 самолетов.

Вторник оказался удачным днем для бразильско-американского Embraer, которому удалось заключить соглашения на покупку 275 самолетов на общую сумму 15 млрд долларов. Концерн подписал протоколы о намерениях с бразильской Azul (21 штук E195-E2), американской Republic Airways Holdings (100 штук E175 с опцией на сто очередных), кувейтской Wataniya Airways (10 единиц E195-E2 плюс опцион еще на 10). Helvetic Airways приобрела 12 штук E190-E2 с опционом еще на 12, Mauritania Airlines заказала 2 экземпляра E175, лизинговая компания Nordic Aviation Capital – три E190, анонимный клиент внес предоплату на три E195-E2 и объявил о намерении прибрести потом еще два.

А вот японцам во вторник не повезло. Mitsubishi Aircrafrt показала первый с 60-х годов прошлого века японский пассажирский региональный самолет MRJ на 90 мест. В понедельник он выполнил демонстрационный полет, а на следующий день был поврежден при буксировке на место стоянки. «После первоначальной оценке воздушного судна мы приняли решение не проводить демонстрационных полетов, а сосредоточиться на стационарной выставке», – заявил производитель.