В авиационной отрасли ситуация все хуже. Нужна новая помощь

[breadcrumb]

Авиакомпании по всему миру теряют 300 000 долларов США в минуту, или 13 миллиардов долларов ежемесячно. Таковы последние расчеты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). И такая ситуация сохранится как минимум до конца этого года.

Было бы еще хуже, если бы большинство из них не получили государственной помощи. Хотя сейчас все больше перевозчиков посылают сигналы о том, что ошиблись с оценкой глубины кризиса, и не исключают необходимости искать дополнительные средства, поскольку уровень предыдущей господдержка оказался недостаточным.

“Финансовый кризис все еще нависает над нашей отраслью”, – говорится в последнем коммюнике IATA. По состоянию на конец июня 2020 года у авиакомпаний все еще были денежные средства или их эквиваленты, позволяющие им работать в течение 8,5 месяца. С тех пор ситуация продолжала ухудшаться.

“Обычно деньги, заработанные во время летнего туристического пика, позволяют авиакомпаниям пережить более тяжелый осенне-зимний сезон. Между тем катастрофическая ситуация весной, а затем летом, которая была ненамного лучше, не позволила создать какие-либо резервы. А в ситуации, когда мы не знаем, какие страны откроют свои границы, не заставляя пассажиров проходить обязательный карантин, у нас не может быть никаких надежд на восстановление спроса на полеты в конце года. Таким образом, нет никаких шансов на создание финансовых резервов”, – говорит Александр де Жюняк, глава IATA.

Согласно подсчетам IATA, авиакомпании получили от своих правительств в различных формах (ссуды, гарантированные правительством, вливание капитала, облегчение долгового бремени, субсидии заработной платы, увеличение капитала) на общую сумму 160 миллиардов долларов. При этом во втором квартале авиакомпании “сожгли” наличные и, как следствие, их ресурсы сократились на 51 млрд долларов. Александр де Жюняк не скрывает, что эта ситуация его очень беспокоит, ведь при этом авиакомпании ввели жесткие программы экономии, оставив самолеты на парковках, уволили или отправили в неоплачиваемый отпуск рабочих.

“Я сейчас опасаюсь огромной волны увольнений и банкротств”, – говорит глава IATA. “Суть проблемы в том, что  выручка авиакомпаний упала в среднем на 80 проц., а снижение затрат может составить максимум 50 проц. Вот почему авиакомпании теряют ранее сэкономленные деньги и продолжают летать себе в убыток”, – объясняет Брайан Пирс. По мнению экономистов ассоциации, авиакомпании не смогут думать о первой прибыли до 2022 года. Само руководство IATA не питает иллюзий. Следующий год тоже будет очень тяжелым, авиакомпании будут терять деньги темпами не ниже 5-6 миллиардов долларов в месяц. Даже если наконец появится вакцина против COVID-19.

По данным IATA, объем перевозок в декабре упадет на 68 процентов по сравнению с прошлогодним. Еще в июле IATA предполагала, что это снижение составит всего 55 процентов. “В этой ситуации очень беспокоит то, что фонды государственной помощи, выделенные в начале лета 2020 года, заканчиваются, поэтому мы должны снова бить тревогу. Сейчас необходима новая государственная поддержка. Кризис уже распространился на всю отрасль, аэропорты и авиадиспетчерскую службу”, – признает де Жюняк.

“У авиационной отрасли сейчас нет шансов выжить без дополнительной поддержки”, – повторил Брайан Пирс. При этом он подчеркивает, что если не будет новых инвестиций в эту отрасль, риску подвергнется не только сама авиация, но и 10 процентов мировой экономики, которая с ней связана. “В мировом масштабе авиационная отрасль создает 46 миллионов рабочих мест и 1,8 триллиона мирового ВВП”, – подчеркивает глава экономистов IATA.

А Александр де Жюняк на вопрос, насколько срочным является этот новый транш помощи, ответил: “Это почти критический момент, иначе наша отрасль будет лишена наличных денег, поэтому мы увидим больше банкротств. помощь нужна немедленно”.

Андрей Бочкарев

PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com