Собранный фюзеляж Ил-96-400

В России начата сборка первого серийного самолета, который … никому не нужен

Воронежское авиационное производственное объединение (ВАПО), принадлежащее государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), завершило сборку первого фюзеляжа Ильюшина Ил-96 для новой пассажирской версии – 96-400М.

Собранный фюзеляж Ил-96-400
Собранный фюзеляж Ил-96-400

ВАПО описывает это событие как важный шаг в проекте по разработке нового пассажирского варианта, обозначенного Ил-96-400M, который базируется на конструкции грузового Ил-96-400T. По словам производителя, фюзеляж скоро перейдет на конечную сборочную линию. По последним данным, интеграция корпуса с крыльями и установка всех систем будут завершены к концу 2020 года.

Первый полет Ил-96-400M запланирован на начало 2021 года. Как и грузовая версия, самолет будет оснащен четырьмя улучшенными двигателями Авиадвигатель ПС-90A1. Благодаря более длинному фюзеляжу на 9,65 м, чем у базовой версии Ил-96-300, новый широкофюзеляжный самолет сможет вместить около 400 пассажиров.

Проект Ил-96-400M в значительной степени финансируется правительством России, и изначально ВАПО планирует выпустить шесть экземпляров. ОАК считает, что этот самолет имеет ключевое значение для поддержания национальной компетенции в создании дальнемагистральных самолетов.

Однако, по мнению экспертов нашего портала, данный проект изначально мертворожденный и сделан без каких-либо коммерческих обоснований. Об этом говорит то, что используется 4 двигателя российского производства. Основные мировые производители снимают такие самолеты с производства из-за отсутствия интереса со стороны авиакомпаний. Во-первых, они менее экономичны, во-вторых, с российскими двигателями они будут менее надежны. Конечно, безопасность четырехмоторной схемы выше, но если один двигатель не будет работать, то никто не выпустит его в рейс, а это означает простои и убытки авиакомпаний.

Иностранные перевозчики явно покупать такие самолеты не будут, что касается российских, то они могут покупать их только под давлением сверху. В результате для того чтобы компенсировать убытки от российских воздушных судов, перевозчики поднимут цены на билеты. Так убивается экономика.

Есть еще один аспект – внешнеэкономический. Российские широкофюзеляжные самолеты мало того, что не будут пользоваться спросом за рубежом по указанным выше причинам. Их импорт в любую страну ВТО, где продаются подобные машины других производителей, неизбежно будет обложен пошлинами. Причина – в государственном финансировании. ВТО это не приветствует.

Андрей Бочкарев