Вакцинация пассажиров международных рейсов может стать обязательной со следующего года

Генеральный директор Emirates Тим Кларк считает, что пандемия коронавируса SARS-CoV-2 стала настоящей катастрофой для авиационного бизнеса, и некоторые перевозчики все еще находятся на грани финансового краха, несмотря на государственную поддержку. Без этой помощи их судьба была бы предрешена, как это произошло для некоторых моделей самолетов.

“Это могло бы случиться, если бы в последние месяцы не оказывалась государственная помощь. Теперь компании будут стремиться к консолидации и объединяться с другими, чтобы освободиться от финансовых проблем, с которыми они сталкиваются”, – признался Кларк.
Снижение пассажиропотока будет ощущаться еще долго после того, как закончится пандемия. Количество запаркованных машин также быстрое не уменьшится. Перевозчики принимают беспрецедентные меры для того, чтобы удержаться на рынке, резко сокращая количество рейсов и удерживая денежные средства по мере снижения доходов. В прошлом месяце десять американских авиакомпаний достигли соглашения с правительством США о предоставлении финансовой поддержки в размере 58 миллиардов долларов.

Могли обанкротиться 85 процентов перевозчиков

Холдинг Air France-KLM должен получить семь миллиардов евро в виде займов и кредитных гарантий от французского правительства, а правительство Нидерландов выделило еще два или даже четыре миллиарда евро в виде кредитов и гарантий для одной KLM. “Если бы действовали естественные законы выживания самого сильного спроса и предложения, мы бы увидели падение многих авиакомпаний. Я думаю, что около 85 процентов перевозчиков обанкротились бы, если бы не было государственного вмешательства”, – подчеркнул Кларк.

Глава компании из Дубая признает пандемию коронавируса SARS-CoV-2 самым негативным экономическим событием для всей авиационной отрасли. “Слово “катастрофа” лучше всего подходит к ситуации. Если мы оглянемся на события после Второй мировой войны, с которыми сталкивался мир, то не увидим и близко похожего на то, что произошло сейчас”, – заявил президент Эмирейтс. “Кризис крайне серьезен и оказывает разрушительное влияние на бизнес. На данный момент я не вижу выхода”, – честно сказал Кларк. Пассажирооборот упал до самого низкого уровня за четырнадцать лет. “Март был катастрофическим месяцем для авиации”, – сказал ранее президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жюняк, добавив, что апрель был еще более сложным, а процесс обновления отрасли будет очень медленным.

Спрос не вернется, как цунами

Кларк убежден, что спрос на авиаперевозки в ближайшие годы будет ограничен из-за последствий кризиса. “Мы должны признать, что в ближайшие год или два, может быть, немного дольше, спрос на авиаперевозки будет низким во многих отношениях. На мой взгляд, даже на 20 или 30 процентов меньше, чем мы имели до вспышки пандемии коронавируса”, – сказал глава Emirates, который не уверен в быстром отскоке в июле и августе,  предсказанном Майклом  О’Лири, владелецем Ryanair.

“Никто не может предположить, что будет вообще и что люди будут делать этим летом. Если честно, если будет здорово, если будут улучшения. Однако я не думаю, что спрос вернется, как цунами”, – сказал Кларк, который предвещает скорые изменения во всей отрасли. Местные перевозчики рассмотрят варианты, что может произойти и как сопоставить ресурсы с остальной частью сети. “Спрос на количество самолетов после пандемии определенно упадет, а авиакомпании будут заземлять старые машины, ориентируясь на новые модели, которые появятся на рынке”, – продолжил президент Emirates.

Будущее A350 и B787 вне опасности

“Мы осознаем, что это конец A380 и B747. Напротив, A350 и B787 всегда найдут для себя много работы. Возможно, их заказы будут не надолго отложены, но в конечном итоге они вернутся и, вероятно, будут лучше адаптированы к мировому спросу в годы после пандемии. Снижение спроса на такие самолеты будет продолжаться в течение трех-пяти лет. Я думаю, что Boeing и Airbus видят это и уже замедляют производство. Невозможно без посадок долететь из Дубая в Сан-Франциско на борту 737, но на таких направлениях можно использовать 787, как и A350, и это очень удобно”, – пояснил Кларк, который не поддерживает переделку пассажирских в грузовые машины.

“Я не удивлюсь, если этот вирус исчезнет к концу лета. Если этого не произойдет, то вакцинация будет единственным способом, с помощью которого мы сможем справиться с ситуацией в международных рейсах. Мое предчувствие говорит мне, что следующим летом мы, возможно, будем на пути к массовой глобальной прививке, и поэтому все изменится. Если это произойдет, вся история с сохранением физической дистанции на поездах, автобусах, самолетах, ресторанах и отелях исчезнет. Однако до тех пор мы будем бороться с агонией общественного транспорта”, – прогнозирует Кларк, который должен был уйти в отставку в конце июня 2020 года.

“На данный момент мы сосредоточены на поиске выхода из этой довольно сложной ситуации. По сути, я сказал, что останусь до тех пор, пока не будет достигнут некоторый прогресс, над которым работает вся группа, и тогда мы посмотрим, что будет дальше. Я, вероятно, все еще весьма полезен, потому что у меня есть опыт и инстинкт. Это касается не только меня, но и правительства, которому принадлежит Emirates. Когда придет время, я осуществлю свои планы. У нас хорошая команда людей. Мы работаем вместе долгое время. Тем не менее, никто никогда не сталкивался с такой ситуацией в авиационной отрасли”, – подытожил Кларк.

Андрей Бочкарев