Вертолеты: все, что вы хотели знать   

Вертолеты – неотъемлемая и очень важная часть авиации. Они выполняют задачи, недоступные самолетам, могут приземляться в самых труднодоступных местах, обходиться без аэропортов, проводить спасательные операции, доставлять грузы в удаленные поселения при любой погоде. В этой статье мы расскажем об устройстве воздушных судов и приведем примеры самых востребованных моделей в разных областях.

Что такое вертолет

Вертолет – это летательный аппарат, который еще называют винтокрылом. Он поднимается за счет крутящегося винта, одного или нескольких. Винты в работу приводят двигатели.

Подобная машина была изобретена еще в Древнем Китае, тогда она представляла собой игрушку. Усовершенствованный вариант, уже для перемещения людей, изобрел Леонардо да Винчи, по его замыслу аппарат должен был приводиться в действие мускульной силой летчика.

Первые вертолеты, совершившие успешные перелеты, появились в начале ХХ века. Сегодня существует много типов винтокрылых аппаратов – от маленьких двухместных моделей, до гигантских машин, готовых перевозить более двадцати тонн грузов, в том числе крупногабаритных.

В отличие от самолетов, вертолеты обладают ценной функцией вертикального взлета и посадки, поэтому не нуждаются в строительстве аэропортов. Также они способны при необходимости зависать в воздухе, что дает возможность выполнять самые разные задачи. Они могут передвигаться в каком угодно направлении, быстро разворачиваться в воздухе, менять траекторию, поэтому их используют в любой местности. Скорость воздушных судов, в зависимости от модели, составляет от 100 до 400 км/ч.

Как летает вертолет

Вертолет летит за счет обтекания лопастей винта воздухом, они-то и создают подъемную силу. В результате вращения на фюзеляж воздействует поток противоположного направления. Чтобы компенсировать этот момент, делают различные схемы, за счет этого существует несколько типов винтокрылых машин.

Самый популярный вариант – вертолет с крупным винтом, который установлен над фюзеляжем. Он обеспечивает подъемную силу, за счет чего возникает возможность для горизонтального перемещения.

Такая машина имеет еще один винт в хвостовой части, который вращается вертикально. Его используют для управления. Задний винт задает силу тяги, противоположную основной, исходящей от несущего пропеллера. Поэтому корпус не вращается, а свободно перемещается в пространстве.

Есть варианты с двумя винтами. В таких моделях они установлены на разных концах вертолета и вращаются горизонтально, но в противоположных направлениях, чтобы была взаимная компенсация крутящего момента. При продольной схеме пропеллеры находятся в передней и хвостовой части корпуса. При поперечном расположении винты ставят на специальных опорах (выносных фермах) по бокам фюзеляжа.

А еще существуют модели с винтами, которые устанавливают один над другим. Такой вариант называется соосным. Пропеллеры вращаются в противоположных направлениях, за счет чего возникает устойчивость. Таких вертолетов мало, их строили только в СССР, начиная с 1920-х годов ХХ века.

Есть вариант с убранным задним винтом. Такую схему использовал американский авиастроитель McDonnel-Douglas helicopter. В конструкции предусмотрена струя воздуха, которая выдувается из задней части вертолета, она-то и гасит крутящий момент несущего винта. Можно регулировать ее мощность и направление.

Как управляют вертолетами

Традиционная система управления включает четыре составляющих. Рулевой винт контролируется ножными педалями, ручные рычаги отвечают за мотор, подъемную силу, направление движения.

Рычаг управления мотором контролирует подачу горючего, от этого зависит мощность работы двигателя. Второй рычаг называется «шаг – газ», он отвечает за регулирование силы подъема за счет изменения движения лопастей главного пропеллера. Он находится слева от пилота. Если летчик поднимает его, то увеличивается угол наклона (тангаж) сразу на всех лопастях.

Чтобы контролировать направление движения, летчик пользуется ручкой управления. Ее достаточно накренить в нужную сторону, и летательный аппарат послушно повернет нос вверх, вниз или в сторону. Если отклонить ручку на себя, то вертолет будет перемещаться назад.

Чтобы управлять рулевым винтом, компенсирующим крутящий момент главного, пилот пользуется ножными педалями. Чем больше наклон в лопастях заднего пропеллера, тем выше его тяга, тем больше силы он гасит.

В случае поломки двигателя возникнет авторотация, и воздушный поток все равно продолжит вращение винта. Даже на значительной высоте пилот успеет найти место для безопасного приземления и посадить вертолет. Этот момент проходят во всех летных школах, прорабатывая аварийные ситуации.

К счастью, вертолеты могут приземлиться где угодно: в горах, на скале, на пляже, на крыше здания, в лесу на поляне, на борту яхты. Туда же они доставят пассажиров или грузы. Поэтому их используют для самых разных целей, о которых мы поговорим дальше.

Как используют вертолеты

По-настоящему вертолеты оценили только во время Второй мировой войны. Именно тогда они достигли высокого технического уровня и начали решать многие задачи: доставлять провизию и боеприпасы, проводить спасательные операции, вывозить пострадавших с поля боя, патрулировать территории.

В период американской войны во Вьетнаме на вертолеты возложили еще более серьезные функции. Они должны были перемещать войска, использовались для наблюдения за ходом военных действий, доставляли снаряжение.

Еще позже винтокрылы стали применять непосредственно в боевых действиях. Их вооружали ракетами и снарядами, и воздушные суда стали поражать танки и другую военную технику противника. Усовершенствовав оптические приборы, инженеры добились возможности ночного наблюдения, так возникли вертолеты для разведки, борьбы с террористами и других важных заданий.

Вертолеты используются не только в ВВС, но и в ВМС, в морской пехоте. В одних сухопутных войсках Штатов задействовано более 7 тысяч единиц воздушной боевой техники.

Помимо военных операций, вертолеты широко используются в качестве транспортного средства. Они перевозят пассажиров, выполняют спасательные и поисковые операции, доставляют грузы. Наиболее востребованы винтокрылы в труднодоступной местности. В таких районах часто они являются единственной возможностью для перемещения.

Во всем мире вертолеты используют в частных компаниях для транспортировки сотрудников и выполнения различных работ. Профессионалов доставляют на удаленные объекты, в другие города, филиалы организации.

В аэропортах существуют регулярные вертолетные рейсы. Воздушные суда обладают разной дальностью полета. Многие готовы перевозить пассажиров и грузы на расстояния свыше тысячи километров.

Вертолеты используют и во многих других областях. Например, в фермерстве они помогают обрабатывать посевы, в лесничестве – патрулировать территории, обнаруживать пожары и гасить их, в рыболовной отрасли – искать косяки рыбы или разбрасывать мальков в реки, в научной – производить аэрофотосъемку.

Другие типы винтокрылов

Есть винтокрылы, которые не являются вертолетами, хотя и работают за счет крутящихся пропеллеров. Например, автожир, который может лететь горизонтально, но не способен зависать в воздухе. Кроме того, ему требуется для взлета и приземления небольшая ВПП. Изобрели этот аппарат еще в 1919 году, тогда его оборудовали винтом с бамбуковыми лопастями.

Чтобы объединить полезные качества самолетов и вертолетов, были изобретены конвертопланы. Такие летательные аппараты способны к вертикальному взлету и посадке, но в воздухе они преобразуются в самолеты с крыльями.

Существует несколько схем работы конвертопланов. Часто на самолете устанавливают специальные винты на крыльях, которые после подъема поворачиваются и крутятся вертикально. В некоторых случаях они убираются на все время горизонтального полета.

Еще один вид винтокрылов – летающие платформы. Они оснащены маленькими несущими винтами. Такие машины стали разрабатывать в 50-е годы прошлого века. Но они имели значительные недостатки. При взлете платформы поднимали столбы пыли. Из-за небольшого размера пропеллеров в случае аварии и отказа двигателя шансов спастись практически не было. По этой же причине возникали проблемы при горизонтальном полете. Поэтому такие машины выпускать перестали.

Знаменитые военные вертолеты

Как уже было сказано, активно вертолеты стали использоваться только во время Второй мировой войны. Далее мы рассмотрим несколько моделей, которые признаны самыми востребованными и полезными при боевых действиях в разных странах мира.

Ми-24

Ми-24, который также называют «Крокодилом», знают на всей планете. Его версии участвовали в сорока военных конфликтах, в частности в Афганистане. Спроектированный советскими инженерами, он сочетает качества передовой боевой машины пехоты и летательного аппарата. Его оснащали оружием и укрепляли броней. Масса перевозимых грузов достигала 2,4 тонн. Вертолет доставлял на поля сражения солдат и сам открывал огонь по противнику.

Он имел возможность перевозить десантников, «собирать» раненых с поля боя, но главной его задачей было уничтожение танков. Он отправлялся в самое «пекло» и выходил невредимым из-под огня. Его оснащали пушками и пулеметами, бомбами и ракетами. Многие называли его «ангелом-хранителем» за высокий уровень защиты и маневренность. В общей сложности было создано 3,5 тысячи машин Ми-24.

Ми-8

Ми-8 создавался как грузовой вертолет, который одновременно мог выполнять боевые действия, в частности открывать огонь. Его использовали и в воздушной разведке, и для доставки десантников, и в качестве передвижного командного пункта. Ми-8 делают до сих пор, хотя история его создания начинается с 60-х годов прошлого века. Это редкость для авиастроения, тем не менее модель не устаревает. Сегодня вертолеты используются для перевозки людей и грузов, обучения пилотированию и многих других целей.

Bell AН-1 «Кобра»

В США тоже создавалась качественная воздушная боевая техника, и один из удачных примеров – знаменитый «Белл АН-1». Он воевал в разных странах, а впервые был использован во время войны в Корее. До него главной задачей вертолетов была перевозка грузов и пехотинцев, но с появлением «Кобры» стало понятно, что винтокрылы можно оснащать оружием и использовать с бою.

Летчики находились в кабине один за другим, что сделало вертолет узким и длинным, и это идеально подходило для боевых машин. Сегодня воздушное судно оснащается противотанковыми управляемыми ракетами. Оно способно перевозить 1,7 тонны грузов на расстояния до 500 километров. «Кобры» используют в вооружении более десяти стран мира.

Eurocopter «Тигр»

«Тигр» – еще один знаменитый боевой вертолет, который делают до сих пор. При его создании инженеры стремились не только применить современное качественное оснащение и высокий уровень защиты, но и сделать воздушное судно максимально незаметным. Также его оборудовали средствами радиоэлектронной борьбы.

Итогом стали противотанковые и ударные вертолеты. Обе версии управляются двумя пилотами и обладают дальностью 800 километров. Они способны развить скорость до 275 км/ч. Используется мощное вооружение, также модели славятся продвинутым бортом. Они востребованы в Европе, прежде всего, в Германии, Франции и Испании.

Ми-28

Еще один Ми, созданный по следам Ми-24. Его называют самым бронированным в мире, а также именуют «летающим танком». При этом вертолет не имеет грузовой функции, а является чисто боевой машиной. Он оснащен мощнейшим вооружением. Тестовый полет был проведен в 1982 году.

Максимальное внимание было уделено защите, поскольку вертолет является штурмовым. Было важно, чтобы аппарат мог летать низко над землей и оставаться при этом маневренным и незаметным. Его целью было быстрое обнаружение объектов противника и их уничтожение.

Конструкция корпуса позволяет выжить экипажу даже в случае аварии. Вертолет способен работать при любых метеоусловиях. Он поднимает вооружение весом до 2500 килограмм. Управляется машина двумя пилотами, дальность его полета составляет 450 километров при максимальной скорости 300 км/ч. На сегодняшний день создано около 110 таких моделей.

Ка-52

Созданный в конструкторском бюро Камова, этот вертолет прозвали «Аллигатором». Воздушное судно было ориентировано на морскую авиацию. Модель интересна соосной схемой размещения винтов. Она позволила набрать большую высоту и уменьшить длину фюзеляжа. Улучшились и летные качества по сравнению с «конкурентом», моделью Ми-28.

Изначально винтокрыл планировали использовать для поиска и уничтожения танков и других боевых машин, а также для разведки и указания цели. Эти задачи легко выполнялись при управлении двумя пилотами. Вертолет был оснащен сверхзвуковыми противотанковыми ракетами, неуправляемым оружием и бомбами. Он поднимается на 5,5 километров и готов отправиться на 460 километров, развивая скорость до 300 км/ч.

АН-64

Один из лидеров военной вертолетной техники по праву считается американский АН-64 «Апач». Он был задействован во многих военных конфликтах разных стран. Преимуществом вертолета является не только мощное вооружение, но и возможность эксплуатации при любых метеоусловиях. Это невероятно выносливая машина с высочайшим уровнем защиты. Борт оснащен современными оптическими системами, средствами поиска и уничтожения точечных объектов.

«Апач» постоянно совершенствовали, подготавливая под конкретные операции и условия использования. Сегодня вертолет является одним из самых современных и имеет несколько версий. Управляется воздушное судно двумя пилотами, развивает скорость до 250 км/ч, дальность полета составляет 405 километров. Это один из популярнейших ударных вариантов летной техники на планете.

Лучшие частные вертолеты

Поскольку вертолеты эксплуатируются главным образом для пассажирских перевозок, то большой популярностью пользуются частные воздушные суда. Их закупают компании для корпоративных рейсов, перелетов на дальние объекты, быстрой доставки сотрудников. Также они востребованы у летчиков, которые приобретают винтокрылы для личных путешествий.

Часто небольшие частные вертолеты используются для экскурсий над городами или природными достопримечательностями, воздушных прогулок, проведения праздничных мероприятий. Они незаменимы в качестве трансфера туристов на острова, в горы или на борт круизной яхты. Заказать воздушное судно для этих и любых других целей всегда можно через чартерного брокера AVIAV TM (Cofrance SARL), оставив заявку на данном сайте или по телефону.

Bell 222

Одна из самых популярных моделей частной авиации – Bell 222. Это вертолет с двумя турбинами и моторами Lycoming/Honeywell LTS101-650, разработанный в США. Он вмещает до 6 пассажиров и управляется одним или двумя пилотами. Путешественникам нравится элегантный интерьер салона и отличные летные качества. Воздушное судно способно разогнаться до 240 км/ч.

Bell 206B Jet Ranger

Еще один прекрасный вертолет компании Bell – модель 206B Jet Ranger. Он стал героем фильма «Терминатор-2» и двух серий про Джеймса Бонда. После этого версия приобрела мировую популярность. Ценителей комфорта и роскоши радует его кожаный салон и современное оформление интерьера. Летные качества удовлетворяют большинство клиентов. Воздушное судно готово разогнаться до 210 км/ч.

Augusta Westland 109 Power Grand

Замечательный вертолет «Агуста» используется для трансфера, а также для перевозок между городами. Это отличный вариант для организаций, поскольку машина отвечает всем современным стандартам комфорта и безопасности.

Борт рассчитан на семь пассажиров и двух пилотов. Его дальность составляет 950 километров, а мощные двигатели Canada PW207C позволяют ему разгоняться до 455 км/ч. Салон выполнен в светлых тонах и обладает повышенной звукоизоляцией. Роскошная обстановка позволяет отдохнуть во время полета, широкие окна – насладиться красивыми панорамными видами, а просторное багажное отделение – взять с собой все, что нужно.

Eurocopter 120 Colibri

«Колибри» вертолет назвали за небольшие габариты. Он обладает повышенной легкостью, маневренностью, славится простотой управления. Одно из его главных преимуществ – минимальный уровень шума, который достигается и за счет передового оборудования, и благодаря великолепной звукоизоляции.

EC120 Colibri готов принять на борт четырех пассажиров. Он управляется одним летчиком и имеет двигатель Turbomeca Arrius 2F, благодаря которому разгоняется до 220 км/ч. Вертолет может покорять дистанции до 700 километров. Он подходит и для обзорных экскурсий, и для трансфера, и для корпоративных рейсов.

McDonnell Douglas MD 900

MD 900 – еще один легкий вертолет, который оснащен двумя двигателями, подходящий для воздушных экскурсий, тренировочных полетов и перемещения в труднодоступные места. Он готов отправиться на расстояния до 300 километров со скоростью 240 км/ч. Его преимуществом является повышенная экономичность и бесшумность. Борт вмещает до шести пассажиров и управляется одним пилотом. Скромный приятный дизайн отлично подойдет для комфортных корпоративных рейсов.

Robinson R22

Вертолеты «Робинсон» знамениты своей экономичностью, маневренностью и легкостью. Это идеальный вариант для воздушных прогулок, полетов к достопримечательностям, экскурсий в горы или на озера. Он оснащен одним мотором Lycoming O-320, благодаря которому разгоняется до 170 км/ч. Дальность рейсов составляет 450 километров. Он рассчитан на двух пассажиров и управляется одним пилотом. А транспортировать по земле маленький летательный аппарат можно на прицепе.

Sikorsky S-92

Крупный вертолет Sikorsky S-92 рассчитан на 19 пассажиров. В роскошной комплектации больше удобств и меньше кресел. Винт с четырьмя лопастями и два мотора GE CT7-8A дают возможность разогнаться до 275 км/ч и преодолеть расстояния в 1000 километров.

Модель обладает повышенной шумоизоляцией и широкими обзорными окнами. Его можно строить на заказ, поэтому есть версии с роскошным дизайном. В отделке применяется гранит, крокодиловая кожа, ценные породы дерева. Существуют варианты с бортовой кухней и баром, откидными креслами, туалетной комнатой и другими преимуществами.

Международный авиационный брокер AVIAV TM (Cofrance SARL) поможет арендовать или купить частный вертолет любой модели. Мы вместе выберем воздушное судно для ваших целей и проведем сделку под ключ. Обращайтесь к профессионалам и покоряйте небо!