Организация Объединенных Наций провела исследование, чтобы выявить фактор воздействия авиационных операций на окружающую среду. Исследование, проведенное в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной метеорологической организацией (ВМО), показывает, что доля авиации изменении климата, вызванного влиянием человека, включая выбросы углекислого и других газов, способствующих парниковому эффекту, составляет 4,9 процента.
Воздушный транспорт играет фундаментальную роль в современном обществе, который в дополнение к сокращению времени в пути по всему миру, обеспечивает большую безопасность пассажироперевозок и генерирует миллиарды долларов для мировой экономики. Однако во время заседания межправительственной группы по вопросам изменению климата (МГЭИК) исследователи обнаружили, что одним из крупнейших факторов, способствующих выбросам углекислого газа, является авиационный керосин. Кроме того, это дефицитный ресурс, поскольку немногие производители могут поставлять сырую нефть, отвечающую сложным требованиям нефтехимической промышленности для переработки в керосин для воздушных судов. Его добыча и переработка способствуют еще большему увеличению негативного влияния на климат.
В прошлом году только обычными авиакомпаниями было перевезено более 4 миллиардов пассажиров, еще 2 миллиарда человек было перевезено на частных самолетах, что в совокупности дает население всего земного шара. В данный момент в воздухе одновременно находится около 10 000 самолетов, перевозящих более 1,5 миллиона человек.
По мере роста спроса на воздушный транспорт сектор изучает меры по снижению негативного влияния на экологию. Такие компании, как голландская KLM и немецкая Lufthansa, стали пионерами в этой области, проведя свое стратегическое планирование в соответствие с экологическими проблемами. В то же время ведущие мировые производители авиатехники совместно с производителями двигателей начали искать более эффективные решения.
В последнее десятилетие появились коммерческие и деловые самолеты, оснащенные двигателями, потребляющими в среднем на 1/5 топлива меньше, чем их предшественники. Кроме того, более современные формы крыльев, фюзеляжа и новые материалы, используемые в конструкции самолета, позволили снизить потребление еще на более 10 процентов. В дополнение к усовершенствованиям в системах навигации и управлении воздушным пространством, самые современные самолеты мира на 50 процентов эффективнее самолетов, разработанных всего 20 лет назад. Для сравнения, Airbus A380 потребляет менее 3 литров керосина на одного пассажира на 100 км. Boeing 787-9 потребляет 2,3 литра на пассажира на каждые 100 км. По сравнению с более старыми реактивными самолетами это – огромная разница. Boeing 707 60-х годов потреблял 9 литров для перевозки одного пассажира на 100 км. Тут уместно будет привести сравнение с автомобильным транспортом – в среднем один автомобиль, перевозя 1,5 человека на 100 км, расходует в среднем 6 литров, те. 4 л/ч/100 км.
Тем не менее индустрия ищет новые альтернативы, которые будут способствовать дальнейшему снижению вредного воздействия авиации, включая шум. В настоящее время десятки авиастроителей, а также космических агентств, таких как НАСА, работают над проектами электродвигателей. Цель состоит в том, чтобы сделать сегодняшние модели более легкими, более энергоэффективными, одновременно увеличивая их общую мощность. Другие проекты включают в себя поиск решения проблемы хранения электрической энергии с использованием более современных и легких батарей. Некоторые исследователи пытаются найти какое-то решение для использования солнечной энергии.
При этом некоторые решения уже находятся на продвинутой стадии, например, широкое использование авиационного биотоплива, которое при сжигании выделяет на 80 процентов меньше углекислого газа, чем ископаемое топливо.
В Объединенных Арабских Эмиратах Исследовательский консорциум по устойчивой биоэнергетике Масдар (SBRC) занимается крупными исследованиями в области разработки биотоплива. Усилия созданного в 2011 году, и финансируемого Boeing, Etihad Airways, а также другими партнерами по исследованиям, консорциума направлены на продвижение устойчивой практики использования более чистого источника топлива.
С правовой точки зрения 2016 году был отмечен значимым событием, когда в общей сложности 191 страна подписала в Организации Объединенных Наций протокол, согласно которому было принято решение к 2050 году сократить выбросы загрязняющих веществ на 50 проц.
Еще одной мерой, правда весьма спорной, является лимит на выбросы окиси углерода. Авиакомпания имеет право на выброс определенного предела загрязняющих веществ в течение года. Если необходимо превысить эту сумму, компания обязана купить дополнительную квоту, обычно котируемую на бирже. Цель состоит в том, чтобы побудить компании искать способы сокращения их выбросов, таких как покупка более современных и эффективных самолетов. Правда некоторые критики утверждают, что зависимость этих значений может легко лоббироваться производителями.
Еще одна проблема – шум, создаваемый воздушными операциями. Большинство современных авиационных двигателей на 80 проц тише двигателей, разработанных в 1970-х годах. Тем не менее аэропорты ищут решения для уменьшения шума на окружающую среду. Некоторые инициативы включают создание противошумных барьеров вокруг площадки аэропорта.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) содействует обеспечению устойчивых шагов посредством четырех основных инициатив: создания более тихих воздушных судов, устойчивого управления судами в области аэропортов, принятия оперативных процедур для снижения воздействия шума на землю и введение оперативных ограничений.
Ожидается, что отрасль сможет снизить значительную часть вредного воздействия выбросов в атмосферу и шумового загрязнения в среднесрочной перспективе.
Андрей Бочкарев