Влияние торговой войны между США и Китаем на глобальную авиационную отрасль

Более одного года говорится о торговой войне между США и Китаем. В июне 2018 года Соединенные Штаты наложили первую серию таможенных пошлин на продукцию из Китая, ответ из Поднебесной не заставил себя долго ждать и появился в июле. Авиационная отрасль также страдает от последствий торговой войны.
На наш взгляд, различия в оценке администрацией президента Соединенных Штатов Дональда Трампа и китайских властей относительно того, как должны выглядеть торговые правила, инвестиционные стандарты и защита интеллектуальной собственности, привели к введению ряда пошлин обеими сторонами и ограничениям в торговле. Масштаб деятельности привел к тому, что многие комментаторы больше не говорят о торговых спорах, а о регулярной войне между странами.

Цена войны  — 7,5 миллиарда долларов

Независимо от того, как называть конфликт между странами — спором или войной, его последствия реально влияют на положение авиакомпаний. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) упоминает продолжающийся торговый конфликт между двумя крупнейшими экономиками мира, а также растущую цену на нефть, в качестве двух основных причин снижения прогноза прибыли авиационной отрасли на 2019 год. IATA прогнозирует, что торговая война и растущая нефть обойдутся авиакомпаниям в 7,5 млрд долларов в год, поскольку прогнозы роста были снижены. В общей сложности в 2019 году авиакомпании заработают 28 миллиардов долларов — на одну пятую меньше, чем в прошлом году.

На данный момент торговый конфликт между сверхдержавами в основном затрагивает грузоперевозчиков. Однако существует риск, что он также может повлиять на пассажирские перевозки, тем более что, как предупреждал Александр де Жюняк, президент и главный исполнительный директор IATA на Генеральной ассамблее Ассоциации в Сеуле в начале июня, торговая война становится все более ожесточенной, а не ослабевающей. «Ослабление мировой торговли, скорее всего, усилится с эскалацией торговой войны между США и Китаем. Это в основном влияет на грузовой бизнес, но может также повлиять на пассажиропоток, если произойдет увеличение напряжения», – предупредил де Жюняк.

Проблема глобального масштаба

Последствия торговой войны между Соединенными Штатами и Китаем не ограничиваются этими двумя странами. «Это повлияет на всех. Процесс не будет ограничен только двумя странами. Это такие великие экономические державы, что все, что они делают, повлияет на экономику всего мира», – считает Акбар Аль Бейкер, президент Qatar Airways. Аль-Бейкер признает, что его авиакомпания, которая располагает парком из примерно 200 пассажирских самолетов и 20 грузовых судов, испытывает последствия снижения грузопотоков, хотя пока рано говорить о том, каким будет влияние торговой войны.

Это влияние замечено руководством других перевозчиков. «Мы уже заметили влияние на грузовые перевозки. Мы реагируем на торговую войну, но в пассажирской отрасли данные хорошие. Мы ограничили предложение грузоперевозок, приняв решение об отмене эксплуатации трех самолетов MD-11», – сказал Карстен Шпор, президент Lufthansa Group, добавив, что рынок решит, когда эти самолеты вернутся в эксплуатацию.

Китай обратил взор на Европу, включая Центральную

В ситуации прогрессирующего спада в торговле между Соединенными Штатами и Китаем, Поднебесная стала еще более активно участвовать в продвижении инициативы «Один пояс — один путь», объявленной в 2013 году, которая, углубляя сотрудничество между Европой и Китаем, в принципе может стать противовесом доминированию экономики Соединенных Штатов.

С начала года становится очевидным, что правительство Китая решило включить в реализацию программы также своих авиаперевозчиков, о чем свидетельствуют декларации авиакомпаний из Поднебесной. Поддержка инициативы была заявлена, в частности со стороны China Eastern Airlines и крупнейшего по размеру парка авиаперевозчика в Азии, China Southern Airlines. Укрепление приверженности Китая инициативе означает, среди прочего, тот факт, что перевозчики из Центральной и Восточной Европы были в центре внимания в регионе Центральной и Восточной Европы, который лежит на «Новом Шелковом пути».

Похоже, что эту тенденцию лучше всего использовала Венгрия, которая является первой страной в Европе, объявившей о присоединении к инициативе «Один пояс — один путь». 7 июня Будапешт получил прямое авиасообщение с Шанхаем, который является вторым пунктом назначения Китая после Пекина. Шанхайские авиалинии будут выполнять рейсы из Будапешта в Шанхайский аэропорт Пудун три раза в неделю, по средам, пятницам и воскресеньям. Даже с небольшим количеством рейсов в неделю, которые могут увеличиться в будущем, новый маршрут очень важен. Первое прямое соединение из Будапешта в Шанхай планируется не только как соединение точка-точка, но и как маршрут, обеспечивающий пассажиров из Будапешта всей маршрутной сетью China Eastern Airlines и Shanghai Airlines. Китайская авиационная группа поощряет пассажиров совершать перелеты на рейсы в другие города Китая, а также ы в Юго-Восточную Азию, Японию, Корею, Австралию и Новую Зеландию. Кроме того, новый маршрут, несомненно, укрепляет позиции 9,3 миллиона жителей Венгрии на аэронавигационной карте мира.

Вена также получила свой первый воздушный маршрут, который официально поддерживает инициативу «Один пояс — один путь» из Кантона и Урумчи. Пражский аэропорт не может пожаловаться на отсутствие рейсов в/из Китая. Рейсы из чешской столицы в Пекин выполняются авиакомпанией Hainan Airlines, в Шанхай и Сиань China Eastern Airlines, а также в Чэнду авиакомпанией Sichuan. В центральноевропейском регионе очень впечатляет развитие Будапешта как регионального грузового центра, который получает товары из Китая, главным образом товары электронной торговли.

Электронная коммерция — это надежда для грузовой индустрии?

Развитие электронной коммерции является тенденцией, за которой грузовые авиаперевозчики наблюдают с особым интересом. Теоретически, электронная коммерция может стать возможностью для революционных изменений в отрасли — перехода от бизнеса B2B, который зависит от хорошего состояния корпоративных клиентов, к бизнесу B2C, напрямую связанного с постоянно растущим потреблением покупателей,  желающих получать свои товары, купленные онлайн, как можно скорее.

Всего год назад казалось, что электронная коммерция может стать противовесом растущей торговой напряженности. На общем собрании IATA в Сиднее в 2018 году ассоциация опубликовала прогнозы, в которых говорится, что спрос на авиаперевозки увеличится на 4 проц. в 2018 году, в основном из-за значительного развития электронной коммерции. Шпор, который объявил о заземлении трех грузовых самолетов MD-11 в этом году, сказал год назад: «Состояние грузоперевозок очень стабильное. Но, глядя на текущие прогнозы, я больше беспокоюсь о торговой войне как европеец, чем как президент Lufthansa».

Несмотря на обнадеживающие прогнозы, для многих перевозчиков электронная коммерция не оправдала возложенных на нее ожиданий. Большое значение имело то обстоятельство, что такие компании, как Amazon, вместо того, чтобы пользоваться услугами специализированных авиакомпаний, предпочли начать операции под своим собственным брендом. Таким образом, они не только не делятся доходами с транспортными или курьерскими компаниями, но и вынуждают их снижать комиссионные, а также делать инвестиции, позволяющие им конкурировать за счет сокращения времени транспортировки.

С растущей маржой возникла еще одна значительная проблема, которая, несмотря на то, что электронная коммерция выглядит обнадеживающей с точки зрения роста, перевозчики изо всех сил пытаются добиться привлекательных результатов: «Фактически, это хороший источник дохода компенсируется объемным характером груза. Экспедитор ожидает стандартной цены на груз, но после погрузки оказывается, что они 30 процентов ниже», – говорит Джон Гилфезер, директор по продажам Network Aviation Services в интервью aircargonews.ru. Это мнение подтверждают и другие работники отрасли.

“Невидимая” война

Через год после начала торговой войны между Соединенными Штатами и Китаем ее последствия gпока не заметны для большинства пассажиров. Цены на билеты остаются на том же уровне, рейсы между конфликтующими странами и другими направлениями осуществляются регулярно и бесперебойно, а пассажиропоток устанавливает новые рекорды. Только углубившись в экономические данные, можно увидеть, что бремя торговой войны несет авиация, в частности грузовая отрасль.

Эта «невидимость» торговой войны для среднего пассажира является большим успехом авиационной отрасли и стала живым свидетельством того, что конфликты между странами не должны приводить к разрыву контактов между людьми. Однако эта «невидимость» не должна нас усыплять. Ситуация многих авиакомпаний становится все более серьезной.
Следует также помнить, что торговая война несет еще одну, помимо экономической, существенную угрозу — глава ИАТА отмечает, что, помимо прямых последствий ограничения торговли, следует также беспокоиться о росте протекционистских настроений, которые находятся в противоречии с идеей свободного экономического обращения и свободы путешествий.

«Эти изменения приводят к риску ограничения стоимости нашей отрасли. Чтобы авиация стала катализатором процветания, границы должны оставаться открытыми», – призывает де Жюняк.

Андрей Бочкарев