Влияние цены нефти на состояние глобального авиационного рынка – анализ экспертов Cofrance Sarl

Если не произойдет непредвиденных политических или экономических событий, цены на авиационное топливо должны оставаться на умеренном уровне к концу этого года. Тем не менее, это не должно помешать авиакомпаниям инвестировать в современные самолеты, даже если они еще себя не зарекомендовали, считают эксперты Cofrance Sarl.
В нынешней сложной ситуации для авиационной отрасли, когда проявляются проблемы с современными авиационными двигателями и произошла глобальная приостановка эксплуатации 737 MAX Boeing, все хорошие новости встречаются с удовлетворением, поэтому оптимистичный тон последнего анализа рынка, подготовленного специалистами нашего портала может стать бальзамом на душу для инвесторов авиационной отрасли, перевозчиков и лизинговых компаний.

«Нынешние умеренные цены на нефть снижают кредитный риск сделок по финансированию воздушных судов. Более высокие цены на нефть приведут к снижению прибыльности авиакомпаний, но устойчивые поставки на рынке нефти тормозят рост цен, поэтому нам не нужно беспокоиться о возвращении рекордно высоких цен с 2008 года», – прогнозируют аналитики Cofrance Sarl. Однако в случае негативного сценария роста цен на топливо произойдет банкротство авиакомпаний и быстрое снижение стоимости самолетов старшего поколения.

Cofrance Sarl сохраняет свой прогноз цен на топливо от декабря 2018 года и ожидает, что цены на нефть марки Brent будут находиться в диапазоне 60-70 долларов США за баррель во второй половине и в течение 2019 года. Аналитики, однако, предупреждают, что цены по-прежнему будут чувствительными к таким факторам, как политическая напряженность в Персидском заливе, торговая война между США и Китаем или соглашения об уровне добычи, установленные группой стран ОПЕК +. Эти трудно прогнозируемые события окажут значительное влияние на баланс спроса и предложения на рынке нефти и, следовательно, на цены на нефть в среднесрочной перспективе.

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что мировой спрос на нефть снизится до 1,2 млн баррелей в день, а рост добычи в странах, не входящих в ОПЕК, компенсируется снижением в странах ОПЕК. Эта тенденция обусловлена сочетанием таких факторов, как замедление экономического роста на мировых рынках, снижение темпов роста в нефтехимической промышленности и более высокие, чем обычно, погодные температуры, зарегистрированные в северном полушарии.

Предложение на мировых рынках будет расти незначительно. Сильная добыча полезных ископаемых в странах, не входящих в ОПЕК, будет компенсирована снижением добычи в группе ОПЕК + (добровольно в Саудовской Аравии и России и принудительно в результате санкций в отношении Ирана и Венесуэлы). Таким образом, если только страны ОПЕК + будут соблюдать ограничения на добычу, рынок нефти будет хорошо сбалансирован, считают аналитики Cofrance Sarl.

Конечно, предложение будет увеличиваться с ростом цен, так как многие производители нефти из сланцевых источников приостанавливают бурение новых стволов при низких ценах на нефть и увеличивают добычу при высоких ценах на нефть. Однако тогда увеличение предложения отражается на цене сырья, что является естественным механизмом ограничения роста цен. Это, однако, влияет на непредсказуемость цен и может привести к краткосрочному росту.

Авиакомпании должны иметь дело с текущими ценами на топливо

Как текущая ситуация на рынке нефти повлияет на авиационную отрасль? Как указывает Cofrance Sarl, в прошлом рост цен на нефть обвиняли в продолжающейся волне банкротств авиакомпаний в Европе. Аналитики Cofrance Sarl утверждают, что, хотя высокие цены на топливо были прямым фактором, ведущим к падению, они не были их главной причиной. В последние годы цены на сырую нефть оставались на гораздо более низком уровне, чем в 2008 году, когда цена за баррель достигла рекордного уровня в 145 долларов. Таким образом, можно предположить, что в последние два года цены на топливо должны быть на приемлемом уровне для тех авиакомпаний, которые могут эффективно контролировать свои эксплуатационные расходы.

В условиях растущих цен на нефть очень важно иметь парк экономичных самолетов. Однако более старые самолеты, хотя и менее экономичные, но оказываются более надежными, чем самолеты с новыми техническими решениями. Поэтому более высокий расход топлива самолетами старшего поколения частично компенсируется их более высокой надежностью, поэтому в текущих рыночных условиях они характеризуются стабильной степенью снижения стоимости. На данный момент низкая надежность новых технологий приводит к снижению их стоимости.

Чем выше цена сырой нефти, тем выше стоимость экономичного самолета, созданного на основе новых технологических решений, по сравнению со старыми моделями. Именно поэтому рост цен на топливо будет связан с более низким кредитным риском для тех инвесторов, которые настроились на покупку самолета нового поколения. В пользу этой группы инвесторов также будет наблюдаться постепенное повышение надежности новых технологий, поскольку производители самолетов и двигателей работают над устранением проблем детского возраста, поражающих машины нового поколения.

Умеренные цены на нефть поддерживают авиационную отрасль

Сильный рост цен на нефть приведет к увеличению числа банкротств авиакомпаний. Это, в свою очередь, увеличит кредитный риск сделок по финансированию воздушных судов. Серьезные последствия повышения цены на нефть зависят также от того, когда это произойдет. Авиакомпании окажутся в более выгодном положении, если произойдет повышение цен, тогда они смогут в полной мере воспользоваться преимуществами повышения топливной эффективности семейства самолетов Boeing 737 MAX или Airbus A320neo.

Умеренные цены на топливо очень важны для авиакомпаний, которые в настоящее время используют эти модели машин. Текущие проблемы с надежностью двигателей Airbus A320neo и заземления Boeing 737MAX сказываются на авиакомпаниях. Проблемы, затрагивающие эти две модели самолетов, несопоставимы, но в обоих случаях они отражаются на эксплуатационных расходах перевозчиков. Поэтому теперь, когда эксплуатанты не могут в полной мере использовать свои экономичные самолеты, умеренные цены на нефть чрезвычайно важны. В то же время надежность самолетов старшего поколения при текущих ценах на нефть продолжает поддерживать более высокий расход топлива по сравнению с менее надежными самолетами следующего поколения.

Рост цен на нефть ускорит снижение стоимости самолетов старшего поколения. Уровень этого повышенного износа будет зависеть от ситуации с Boeing 737MAX и Airbus A320neo в то время, когда цена на нефть увеличивается. Если не существует надежных альтернатив для более старых самолетов, то снижение их стоимости будет умеренным. Однако потеря стоимости старых самолетов будет значительной, если во время повышения цен на нефть самолеты нового поколения окажутся доступны на рынке и будут надежными. Если сильное снижение стоимости происходит одновременно с прекращением или перерывом в работе, инвесторы будут терять деньги, предупреждают аналитики Cofrance Sarl.

Андрей Бочкарев