Внимание! В европейском небе пробки! (ч.1)

Одна минута задержки рейса стоит в среднем 100 евро, а в 2013–2018 годах задержки на Старом континенте увеличились на 279 процентов, в то время как количество рейсов подскочило «только» на 14 процентов. Основной причиной этого являются сбои перегруженной системы управления воздушным движением.
В прошлом году, по словам генерального директора Евроконтроля Имонна Бреннана, у 334 миллиона пассажиров в Европе рейсы запаздывали более чем на 15 минут, а 23 миллиона рейсов были отменены. По оценкам организации, возглавляемой Бреннаном, экономика стран, связанных с ней, понесла ущерб в 17,6 миллиарда евро. Евроконтроль включает в себя членов Европейского Союза и, в частности, Турцию, Швейцарию, Украину, Норвегию и Грузию. Всего 41 страну.

Кто виноват и что делать?

В 2018 году задержки в управлении воздушным движением (УВД) составили 19,1 миллиона минут (+ 105 процентов по сравнению с 2017 годом). На 15 процентов задержки вызваны “перебоями”, такими как забастовки диспетчеров, сотрудников авиакомпаний или наземного обслуживания аэропортов. Еще на 25 процентов виновата плохая погода. Остальные 60 процентов — это задержки из-за нехватки персонала в службах отдельных стран, ответственных за контроль воздушного движения.

Майкл О’Лири, генеральный директор Ryanair, недавно заявил, что национальные поставщики обслуживания воздушного движения (ANSP) должны нести финансовую ответственность за задержки по их вине.

Хенрик Хололей, глава Генерального директората по мобильности и транспорту Европейской комиссии, заявил, что усилия по достижению таких решений “потерпели неудачу”. – Логика говорит о том, что расходы должен нести тот, кто причиняет убытки. Однако среди авиакомпаний нет единого мнения по этому вопросу. Хололей отмечает, что не всем очевидно, что штрафы для ANSP – это правильный путь. «Решение должно содержать старый метод «кнута и пряника». Очевидно, что система управления должна измениться, но должны быть созданы стимулы для этих изменений», – добавил еврочиновник.

Решения для пикового сезона этого года

В прошлом году во всем европейском воздушном пространстве было совершено 11 миллионов полетов, или 3,8 процента. больше, чем в 2017 году. Среднесуточное количество рейсов составило 30 168, а 7 сентября, в самый загруженный день 2018 года, было обслужено 37 011 рейсов.

В этом году движение будет еще больше. По оценкам Евроконтроля, в 2019 году число задержек может удвоиться, т. е. составить до 38 миллионов минут, если не будут приняты соответствующие меры. Количество рейсов в Европу за первые два месяца 2019 года увеличилось на 3 проц. в годовом исчислении, а задержки увеличились на 17 процентных пунктов. И это может быть только началом волны задержек. «Мы ожидаем, что этим летом в европейской сети будет 300 000 дополнительных рейсов», – говорит Бреннан.

Авиакомпании постоянно критикуют растущие задержки в воздушном сообщении. Особенно сильно раздражены представители бюджетных авиакомпаний, таких как Vueling и Ryanair: самолеты зависят от короткого времени операций и обычно возвращаются в воздух всего через 25 минут после посадки.

«Vueling был в 2018 году затронут проблемой задержек непропорционально остальной части авиакомпаний», – утверждает Вилли Уолш, генеральный менеджер IAG – совладельца испанской авиалинии. «У нас есть задержки на не только на маршрутах, но и в нашем главном центре. Целых 19 процентов всех рейсы из Барселоны были задержаны из-за сбоя УВД. Средняя задержка составила 19 минут», – жалуется Уолш.

Нехватка авиадиспетчеров в ключевых секторах Европы усугубляет эту проблему. Это особенно очевидно в случае Германии, которая имеет исключительно большие проблемы с управлением движением, и из-за своего географического положения она обслуживает большинство рейсов над Европой. Отсюда решение Евроконтроля изменить маршрут некоторых рейсов этим летом.

Имонн Бреннан объявил, что некоторые маршруты будут перенесены в обход Германии. «У нас очень большие ограничения на воздушное движение в районе Карлсруэ [Центр управления воздушным движением на юго-западе Германии — прим. ред.], где не хватает кадров», – сказал он.

Около 1000 рейсов в день будет вылетать из воздушного пространства Германии, например, в случае рейсов, которые летают через такие страны, как Польша и Бельгия. Однако глава Евроконтроля объявил, что лучший результат, которого следует ожидать пассажирам в наступающем сезоне отпусков, заключается в том, что задержки будут не больше тех, с которыми пришлось  столкнуться летом 2018 года.

Также необходимо помнить, что решение Евроконтроля о переносе рейсов в обход Германии удлиняет маршруты. Это увеличивает выброс углекислого газа в атмосферу. Только в прошлом году выбросы CO2 на европейском авиационном рынке увеличились на 5,2 процента.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM